Светлана Николаенко
Осенняя сказка «Айога» для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России
▼ Скачать + Заказать документы
Осенняя сказка "Айога" для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России.
Действующие лица:
отец Ла, мать Майла, дочка Айога, соседская девочка Тайра, рыбаки – мальчики, нанайские девочки- девочки.
Костюмы: халаты для девочек и рубашки для мальчиков, сделанные по крою национальной нанайской одежды и отделанные простым орнаментом.
Публикация «Осенняя сказка „Айога“ для детей подготовительной к школе группы, посвящённая Дню матерей России» размещена в разделах
- День Матери, ноябрь
- Моя Родина Россия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Декорации: осенний лесной пейзаж, речка, уголок нанайского дома.
Реквизит: бутафорская иголка и наперсток; рукавицы, 2 ведра, таз; бутафорская лепешка, крылья и шапочка гуся, связка плоскостной рыбы из картона, рукоделие, рыбацкие сетки.
Звучит фонограмма песни «Над тайгой заря занимается»
1 чтец: Есть край такой на Востоке, от шума стоит вдалеке,
Здесь улицы словно протоки сбегают к широкой реке.
2 чтец:Привет тебе, мой край родной, с твоими пышными полями,
С Амуром-батюшкой рекой и ненаглядными лесами.
Выходят Отец и Мать.
ОТЕЦ: На Амуре стоит Дзёмги,
Это стойбище мое. А я – Ла. Красиво имя! Род Самаров дал его.
МАТЬ: Наш народ нанайский,
Не корейский, не китайский,
Не японский и не русский,
И, конечно не французский.
Танец «Нанайских девочек» под нанайскую музыку.
ОТЕЦ: На охоту я хожу,
Много зверя приношу. А из теплой шкуры зверя
Майле унты я сошью!
МАТЬ: Сколько я узоров разных
На халатах вышиваю! И у Ла, и у меня,
В узорах вся моя семья!
ОТЕЦ: А у нас в семье – красавица! На все стойбище прославится!
Это дочка Айога! Вам тоже нравится она?
Из дома выходит дочка Айога, никого не замечая, садится и любуется собой в таз, как в зеркало.
АЙОГА: Ах, какая я красивая,
Девочка я очень милая! (cмотрится в таз)
Полюбуйтесь на меня,
Личиком кругла, мила!
Глазки – ягодки-чернички,
Губки – алые бруснички,
Волос – черный уголек
В шелковых косичках!
ОТЕЦ: Всей округе дочка нравится!
МАТЬ: Нет нигде такой красавицы!
АЙОГА: Ах, не оторвать мне глаз! Я – Айога, красивей вас!
МАТЬ: Только что-то мне тревожно,
Уважай ты, дочка, нас.
ОТЕЦ: На рыбалку я пойду,
Много рыбы наловлю!
Майла, дома оставайся,
И делами управляйся!
Выходит Рыбак.
Рыбак: Нанайцы сети ставить мастера, петь у таёжного костра.
И кожу мять, и вышивать, и с бубном поплясать.
Танец мальчиков «Рыбаки» (с удочками) с Шаманом (бубен)
1 Рыбак: Много лет катит свои волны большая река – Амур.
2 Рыбак: Много раз отходили от берега оморочки.
3 Рыбак: Но всегда рыбаки и охотники помнили обычаи наших предков –
4 Рыбак: «Никогда не вреди природе: она – твоя мать! А мать следует почитать и оберегать».
5 Рыбак: «Никогда не бери добычу из чужих сетей. Это позор.»
6 Рыбак: «Никогда не говори «не могу, трудно», а то охотник и рыбак из тебя не получится»
7 Рыбак: «Не лови рыбы больше, чем нужно тебе, чтобы утолить голод и одеть твоих родителей».
Выходит чтец: стихотворение «Поехали!» Ефима Юдина (по мотивам нанайского фольклора)
Игра «Рыбаки и рыбки» (2 сетки, по 2 рыбака ловят рыбок – девочек)
Текст:
Я – рыбак, ловлю я рыбу: чин-чин-чу.
В речку удочку закину: чин-чин-чу.
Есть там окунь, есть там щука – «Посмотри»,
Ловись, рыбка, ловись, рыбка – раз, два, три!
(повтор игры с мамами-рыбками)
Звучит «Колыбельная» (нанайская песня "Бе-бе-ке")
Под "Колыбельную" звучит стихотворение «Зимней ночью» Анны Ходжер (чтец-девочка).
Выходит МАТЬ (садится за рукоделием – вышивает):
Вышиваю я ковер,
Будет красочным узор,
Это рыбка, это птичка,
Это наш речной простор! (Выходит Айога, садится и любуется собой)
Скоро папа Ла придет,
Много рыбы принесет.
Мы с тобою, Айога,
Ужин сделаем пока.
АЙОГА: Ах, какая я красивая,
Девочка я очень милая!
МАТЬ: Хватит, дочка Айога,
Собою любоваться.
Время дорого, и надо
Делами заниматься!
Возьми ведра, воды принеси! (Выносит вёдра)
АЙОГА: С бережка я соскользну,
И в водичку упаду!
МАТЬ: За кустик крепко ты берись,
За веточки его держись!
АЙОГА: Кустик слабый, оборвется,
Или веточка согнется,
Я в водичку упаду,
Мокрой я домой приду!
МАТЬ: Много кустиков у речки,
Крепкий выбери ты куст!
АЙОГА: А у кустика колючки –
Поцарапаться боюсь!
МАТЬ (дает рукавички): Айога, вот рукавички –
Не поцарапают колючки!
АЙОГА: Нет! Вдруг они порвутся враз? Лучше буду любоваться
Я собою, глядя в таз! (любуясь собой) Ах, какая я красивая,
Девочка я очень милая!
МАТЬ (протягивает иголку): Вот иголка, ты зашьешь
Рукавицу, коль порвешь!
АЙОГА (отворачиваясь): Иголка тонкая, сломается,
И мне шить совсем не нравится!
МАТЬ: Иглу толстую возьмешь,
И ниткой крепкою зашьешь!
АЙОГА: Что ты, мама, я боюсь! Об иголку уколюсь!
МАТЬ (протягивает наперсток): Вот, наперсток из крепкой кожи,
Защитить твой пальчик сможет!
Не уколешься, не бойся!
АЙОГА: Нет, наперсток твой порвется! И из ранки кровь польется! (любуется собой)
Ах, какая я красивая,
Девочка я очень милая!
МАТЬ (вздыхая, с грустью): Что за горе у меня! Не поможет Айога!
Выходит соседская девочка Тайра.
ТАЙРА: Тетушка Майла, не плачьте
И в платок слезинки спрячьте! Вам сейчас я помогу,
За водичкою схожу!
МАТЬ: Ах, славная соседка у меня!
Спасибо тебе, добрая Тайра!
ТАЙРА (берет ведра, но приносит другие вёдра с "имитацией воды" - блёстки):
Вот и чистая водица!
В ведре солнышко искрится! (Играет блёстками)
МАТЬ: Я лепешки испекла,
Полную тарелку.
Вот и клюква, здесь икра,
Будем мы обедать!
Звучит мелодия песни «Тасима».
Дети выходят и становятся полукругом.
Воспитатель (на фоне мелодии произносит перевод песни):
Хоть и жжет мои ладошки – тасима!
Что найдешь вкусней лепешки – чирома!
Эх! Жарко-жарко жарена.
Ух! Милой мамой дарена.
Эх! Терпи-терпи, ладошка.
Ух! Вкусна-вкусна лепешка.
Эх! Испекла ее чуть свет.
Ух! Ничего вкуснее нет.
Эх! Нежно-нежно катана.
Ух! К завтраку сосватана.
Эх! Пышет жаром тасима.
Ух! В ротик просится сама.
Хоть и жжет мои ладошки – тасима!
Что найдешь вкусней лепешки – чирома!
Дети исполняют нанайскую песню «Тасима» («Лепешка»).
Текст:
Эпэндулэ чу улэн – тасима!
Тасимала чу сягба – чирома!
Эх! Чиро-чиро-чирома.
Ух! Рома-рома-чирома,
Эх! Таси-таси-тасима,
Ух! Сима-сима-тасима.
АЙОГА: Мама, дай скорей лепешку,
Очень кушать я хочу!
МАТЬ: Обожжешь свою ладошку,
Где я доктора найду?
АЙОГА: Рукавицы я надену
И лепешечку возьму!
МАТЬ: Рукавицы все намокли,
Где сухую я найду?
АЙОГА: Я на солнце подержу,
Рукавички посушу!
МАТЬ: Рукавицы испортятся –
Кожа покоробится!
АЙОГА: Разомну их мялкой,
Рукавицы мять не жалко!
МАТЬ: Твои руки заболят
Иль испортишь свой наряд!
А лепешку я отдам
Девочке-соседке,
Добрая Тайра у нас!
Скушай-ка, отведай! (дает лепешку соседской девочке)
ТАЙРА (берет лепешку):
Ай да славная лепешка!
Спасибо, тетушка Майла!
Не ленись ты, Айога,
Своей маме б помогла!
АЙОГА (рассердившись):
Я на речку убегу!
Видеть вас я не могу!
Убегает на речку, переодевается в крылья, шапочку гуся. К ней подходит Тайра.
ТАЙРА: Не сердись, Айога, на мать. Маме надо помогать!
Мне лепешечки не жалко! Ты кусочек можешь взять! (протягивает лепешку)
АЙОГА: Что? Лепешку предлагаешь? Да я… Да я… Да я, ты знаешь… Не надо мне ничего-го-го!
Ах, какая я красивая! Га-га-га! Девочка я очень милая! Га-га-га! Айога-га-га! Айога-га-га!
(Айога машет руками-крыльями и бежит вокруг деревьев по залу, крича: «Айога-га-га! Айога-га-га!»
Возвращается Отец с уловом рыбы. )
ОТЕЦ: Я, пока ловилась рыба,
Видел диво, вот так диво! Гусь над речкою летит
И сердито так кричит: «Айога-га-га! Айога-га-га!»
Выходят 2-а ребёнка.
1 Ребёнок: И не птица то была,
А красотка Айога! Она сильно загордилась
И на всех вокруг сердилась,
И от лени и от злости
Она в гуся превратилась!
2 Ребёнок: Вы, ребята, не ленитесь
И на маму не сердитесь! А не то, как Айога,
Быстро в гуся превратитесь!
Финальный танец всех участников сказки под нанайскую музыку.
Представление героев сказки.
Общий поклон.
Воспитатель приглашает мам в группу для вручение подарков, сделанных руками ребят.
«Акоан» - нанайская бумажная кукла.
Примечание. В нанайских именах ударение на последний слог: Майла, Тайра, Айога.
Огромное спасибо за рифмованное изложение Татьяне Цыганковой
(музыкальному руководителю МАДОУ 129, г. Комсомольск-на-Амуре в 2010 году, родителям и воспитателям группы: Ерёменко Юлии Константиновне и Вагиной Евгении Павловне.