Мария Василика
«Осенние наблюдения». Планирование в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. На ежедневных прогулках учить детей различать наиболее характерное состояние осенней погоды : тепло, холодно; погода солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная.
2. В солнечные дни обратить внимание на то, как одеты люди. Предложить вспомнить потешки о солнышке.
3. Во время дождя обратить внимание детей на одежду – люди надевают плащи, прячутся под зонтиками. Почему? Обувают сапожки – почему?
Темочки:
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
4. Наблюдение за дождём. Осенью дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее – летний или осенний.
5. Прогулка по территории детского сада с целью наблюдений произошедших изменений в природе.
6. Наблюдение за ветром. Обратить внимание детей на деревья, кусты, как они качаются, как шелестят листья. Вынести султанчики, флажки, ленточки, спросить почему они шуршат. Предложить детям подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.
7. Наблюдение за ветром. Спросить детей, по каким признакам можно узнать есть ли ветер (качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует и сделать вывод, куда бежать легче и почему. Игры с султанчиками и флажками.
8. В ветреную погоду наблюдать, как движутся облака. Предложить детям подумать, почему они плывут? Предложить подставить лицо ветру, спросить какой ветер по температуре? Вспомнить какой по температуре был ветер летом?
9. Наблюдение за листопадом в ветреную погоду. Предложить детям покружится, как листочки, походить по листьям, сплести из гирлянды.
10. Экскурсия в уголок леса с целью наблюдения изменений в растительном мире. Предложить детям отыскать знакомые им деревья: берёзу, ель, сосну. Рассмотреть листья на них, наитии такие же среди опавших.
11. Наблюдение за солнцем. Обратить внимание детей где светит солнышко утром. Куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие – во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод : солнце совершает определённый путь.
12. Наблюдение за солнцем. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей: солнце высушивает предметы – намочить песок и понаблюдать как за время прогулки он высохнет; солнце прогревает предметы – предложить детям погреть руки на солнце.
13. Наблюдение за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный - быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный день. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.
14. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на то, что цвет листьев на деревьях постепенно меняется: берёза желтеет, осина краснеет, а тополь пока остаётся зелёным. Подвести детей к выводу о том, что деревья постепенно готовятся к зиме.
15. Продолжать наблюдения за контрастными по окраске листьями деревьев. Ввести понятия «листопад», «золотая осень».
16. Расширить представления детей о том, что происходят заметные изменения в растительном мире. Рассмотреть как желтеют и краснеют листья. В солнечный, ясный день полюбоваться осенним пейзажем.
17. Наблюдение за листопадом. Показать детям многообразие красок золотой осени, раскрыть новое понятие «листопад»
18. Наблюдение за растениями цветника. Цветы уже повяли, листья пожелтели, почему? Сбор семян, объяснить для чего собирают семена.
19. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало?
20. Наблюдение за рябиной. Обратить внимание детей на то, что рябина стройная, она растёт не только в лесах, но и в садах; часто сажают рябину вдоль изгородей домов, чтобы радовала она людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод.
21. Наблюдение за елью. Загадать загадку: что же это за девица? Ни швея, ни мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. Спросить, на что похожа ель? Рассказать что ель похожа на пирамиду, веточки её короткие вверху. К низу длинные, покрыты короткими зелёными иголками. Она зелёная зимой и летом ель пахнет.
22. Наблюдение за насекомыми. Предложить детям поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало.
23. Наблюдение за насекомыми. Почему их не видно? Предложить перечислить знакомых насекомых.
24. Наблюдение за пауками. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернётся под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней.
25. Наблюдение за птицами. Каких птиц мы видим и слышим? Много их или мало? Рассказать о перелётных птицах, почему они улетают?
26. Наблюдение за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору, кто в землю, кто в листву. Птицам есть нечего, они улетают на юг, там тепло и много корма.
27. Наблюдение за вороной. Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а всё остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Она обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица всеядная.
28. Наблюдение за воробьём. Спросить детей, как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается воробей? Воробей проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачей миски, подбирает крошки, семечки, зёрнышки.
29. Наблюдение за сорокой. Загадать загадку: непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. Обратите внимание, как выглядит сорока. У неё голова на голове глаза, клюв острый и длинный. Спросить детей, какого цвета оперение на голове? Какого цвета грудка и спинка? А какого цвета крылья и хвост?
30. Наблюдение за перелётными птицами. Спросить детей какие птицы улетают в тёплые края? Почему они улетают? Рассказать детям, что птицы собираются в стаи. Летают низко над землёй. Это значит, что скоро они улетят в тёплые края. Первыми улетают ласточки, т. к. с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди, журавли) т. к. водоёмы начинают замерзать и они не могут найти корм в воде.
31. Наблюдение за собакой. Спросить детей, как выглядит собака? Где она живёт? Чем она питается? Кто ухаживает за собакой? Рассказать какую пользу собаки оказывают людям. Собаки, верно, служат человеку, охраняют границу, стерегут отары овец, охраняют дом. Помогают охотникам выслеживать зверя в лесу.
32. Наблюдение за пожарной машиной. Рассказать детям, что машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме.
33. Наблюдение за автомобилями. Спросить детей какие автомобили они знают (легковые, грузовые). Какие функции выполняет та или иная машина?
34. Наблюдение за трудом дворника. Обратить внимание детей на то, как много листьев на дорожках. Спросить, кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?
35. Целевая прогулка по территории детского сада. Уточнить знания детей об осени, обобщить понятие сезонных изменений.