Папки-передвижки

Экспериментирование в ДОУ (средняя группа) (6 фото)

Дарья Рыгалова
Экспериментирование в ДОУ (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Галягина Н. А.

Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Публикация «Экспериментирование в ДОУ (средняя группа)» размещена в разделах

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами

деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить

свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение

знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства

связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опыта постоянно

возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму

и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную

значимость и способствует их осознанию. В то же время владение

математическими операциями облегчает экспериментирование.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Структура проведения игры-экспериментирования :

*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

*проверка гипотез;

*подведение итогов, вывод;

*фиксация результатов;

*вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так);

*ситуация выбора.

В средней группе ДОУ функционирует кружок «Маленькие экспериментаторы» (на бесплатной основе).

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка 4 – 5 лет в групповой комнате имеется уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

Экспериментирование в ДОУ (средняя группа)

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке экспериментирования организуется один раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия кружка проводится один-два эксперимента (в зависимости от сложности).

Цель работы кружка:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);

* развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

* развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счёте).

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло).

3. Развитие у детей умственных способностей:

* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение;

* формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально – личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Перспективный план работы кружка «Маленькие экспериментаторы»

Октябрь.

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

2. Почему всё звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. Прозрачная вода.

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).

4. Вода принимает форму.

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь.

1. Какие предметы могут плавать?

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. Делаем мыльные пузыри.

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3. Подушка из пены.

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

4. Воздух повсюду.

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь.

1. Воздух работает.

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).

2. Каждому камешку свой домик.

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. Можно ли менять форму камня и глины.

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

4. Свет повсюду.

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча).

Январь.

1. Свет и тень.

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. Замёрзшая вода.

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. Тающий лёд.

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. Разноцветные шарики.

Задача: получить путё м смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Февраль.

1. Таинственные картинки.

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. Всё увидим, всё узнаем.

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. Песочная страна.

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. Где вода?

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март.

1. Водяная мельница.

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. Звенящая вода.

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3. «Угадайка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель.

1. Фокусы с магнитом.

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. Солнечные зайчики.

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

3. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май.

1. Волшебное сито.

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. Цветной песок.

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

3. Игры с песком.

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. Фонтанчики.

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Работа в уголке экспериментирования в средней группе ДОУ началась с обзорной экскурсии, во время которой дети познакомились с хозяином уголка – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал детям забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям «заходил» его внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка и другие известные детям персонажи.

Фото №1 Воспитатель Галягина Н Фото №2 Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Фото №3 Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний а тип их усвоения определяемый типом деятельности в которой знания приобретаются

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.

Фото №4 В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование Фото №5 Оно выступает как метод обучения если применяется для передачи детям новых знаний

На родительском собрании было показано открытое занятие, где дети демонстрировали свои знания и умения думать и экспериментировать.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Публикации по теме:

23 февраля. Средняя группа.23 февраля. Средняя группа. ЦЕЛЬ: Формирование у детей патриотических качеств, любовь к Родине. Дети под музыку входят в зал. -Сегодня не просто февральский день.

Дидактическая игра-экспериментирование «Глаза могут не только смотреть» (подготовительная группа) Цель: сформировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций. Программные задачи: 1. обобщить имеющиеся у детей представления.

Наблюдения в мае (средняя группа)Наблюдения в мае (средняя группа) Смотрим в окно – идет дождь. Вспоминаем потешку: Дождик, дождик, кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим.

НОД «Комнатные растения» (средняя группа) средняя группа НОД «Комнатные растения» Подготовила: воспитатель Рыцарева М. Ю. Цель: Обобщить знания детей о комнатных растениях. 1.

ОРУ средняя группа Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Поднять руки в стороны, вверх,.

Отчёт по ДОУ «Сказочный мир» (средняя группа) за период сентябрь 2014- февраль 2015 уч. год. Работа кружка велась по программе дополнительного образования "От рождения до школы" для.

Планирование (средняя группа) Комплекс утренней гимнастики «Потанцуем!» 1. «ВСТРЕТИЛИСЬ» И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: 1 — руки развести.

Разноцветный подарок (средняя группа)Разноцветный подарок (средняя группа) Какой же праздник обходится без цветов. ну разве что Новый год! А самый главный весенний праздник просто «купается» в цветах вместе с.

Утренник на 8 Марта (средняя группа) Дети под музыку Мамин день. заходят в зал, встают полукругом. покачиваемся. (1 куплет и припев) Вед: Мы здесь сегодня собрались, чтобы поздравить.

Занятие-экспериментирование «Снег и его свойства» (средняя группа) Цель: Помочь детям понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе на основе взаимосвязи свойства снега от температуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в ДОУ (средняя группа)
Опубликовано: 10 июля 2015 в 12:52
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в ДОУ (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Рыгалова (УИ 40546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД