Марина Шишина
Организованная образовательная деятельность «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №31 п. Ждановский
Методическая разработка
организованной образовательной деятельности
в средней группе по ОО Речевое развитие
с применением интерактивных технологий
«Осень».
Разработала воспитатель:
Шишина Марина Леонидовна
Цель: способствовать развитию связной речи
Задачи:
- упражнять детей в умении составлять рассказы про осень, используя наглядную основу – схему.
- Закреплять знания о признаках осени.
Публикация «Организованная образовательная деятельность „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Учить отвечать на вопросы фразой.
- Учить согласовывать прилагательные с существительным.
- Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Воспитывать желание участвовать в инсценировке знакомой сказки.
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом осени.
Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».
Беседы о временах года.
Чтение книг, загадывание загадок.
Оборудование:
Мнемотаблица «Признаки осени» в электронном виде.
Компьютерная презентация «Осень».
Мультимедийная запись «Листопад».
Карточки – схемы для составления рассказа об осени.
Осенние листья (дидактический материал).
Корзинка.
Декорации (домик, деревья, пенёк, шапочки-маски
для инсценировки сказки «Кот, петух и лиса».
Угощение для детей – карамельные петушки.
Ход образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Организационные моменты
Воспитатель заходит с детьми в группу
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Встали дети, встали в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся Дети здороваются
Дети встают кругом и вместе с воспитателем произносят слова о дружбе.
Мотивационная часть
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года, а как оно называется вы знаете, это…осень!
- Сегодня я хочу предложить вам рассказывать об осени, используя карточки – схемы, которые помогут вам составить небольшой рассказ.
- Молодцы! У всех получились замечательные рассказы. Дети подходят к мольберту и по предложенной схеме составляют рассказы об осени.
Электронная мнемотаблица «Признаки осени»
- Посмотрите, ребята, на мнемотаблицу…
- Какие осенние явления вы здесь видите?
Значит, каким словом мы можем назвать осень?
- Какую? (на экране появляется картинка с детьми, одетыми в осеннюю одежду и с зонтами).
- Почему улетают птицы?
- Почему же им нечего кушать? (на экране появляется картинка с прячущимися от холода насекомыми).
- Хорошо, молодцы! все уже научились использовать мнемотаблицу.
Компьютерная презентация «Осень»
- Посмотрите на экран, что вы видите? (на экране картинка – много разных фруктов).
- Как это можно назвать одним словом?
- Молодцы! А сейчас, что вы видите? (на экране картинка – много разных овощей).
- Как это можно назвать одним словом?
- Молодцы!
- Осенью, ребята, очень большой урожай овощей и фруктов! Подумайте, каким словом можно сказать про осень? (на экране картинка – Осень, окружённая множеством осенних даров).
- Верно. А ещё про осень говорят - «щедрая», как вы думаете, почему? (на экране картинка – Осень, раздающая свои дары)
- Верно, молодцы!
- Наступила осень, идут дожди.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- На деревьях листочки становятся жёлтыми, красными, оранжевыми.
- Разноцветная!
- Люди одеваются в тёплую одежду.
- Тёплые ботинки или сапожки, куртки, шапки, шарфики, перчатки; берут с собой зонты.
- Лесные звери готовятся к зиме.
- Птицы улетают в тёплые края.
- Становится холодно, им нечего кушать.
- Потому что все жучки, паучки и другие насекомые спрятались, кто под кору деревьев, кто глубоко под землёй.
- Яблоки, груши, бананы, сливы…
- Фрукты!
- Помидоры, огурцы, перцы, баклажан, лук…
- Овощи!
- Богатая!
- Осень все свои богатства раздаёт людям и животным.
- А сейчас я хочу пригласить вас на прогулку в осенний лес! Хотите?
Тогда давайте сначала разомнёмся
Физкультминутка:
«Листопад»
Ветер дует, задувает,
Ветер дерево качает.
(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)
Падают листочки
На траву, на кочки.
(Приседаем и встаем.)
Ветер дует, задувает
Ветер листики срывает.
(Поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз.)
Как же веткам не дрожать?
Как им листья удержать?
(Руки перед собой, трясем кистями.)
Листья в воздухе кружатся,
Листья на траву ложатся.
(Кружимся на месте, потом приседаем.)
Мы сейчас пойдем гулять.
(Идем на месте.)
Будем листья собирать!
(Наклоняемся.)
- Ребята, для того, чтобы нам очутиться в лесу, нужно встать в круг, закрыть глазки и ждать, когда зазвучит красивая мелодия.
Воспитатель разбрасывает разноцветные листья разных деревьев.
На экране появляется «листопад» (далее «листопад» остаётся на экране на всё время, пока дети будут «в лесу») в сопровождении красивой мелодии.
- Вот, ребята, и очутились мы свами в красивом осеннем лесу. Полюбуйтесь, как красиво падают осенние листочки.
Мелодия затихает.
- Посмотрите, сколько разноцветных листьев у нас под ногами. Давайте с ними поиграем! Но сначала разомнё м наши пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья берёзы, листья рябины,
Листики клёна, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
В садик красивый букет отнесём!
- Ребята, возьмите любой листочек и расскажите о нё м: какого он цвета и с какого дерева.
- Молодцы! Давайте соберём все листья в красивый осенний букет!
- Да!
Дети проговаривают слова и выполняют движения вместе с воспитателем.
Дети встают в круг, закрывают глаза.
Дети открывают глаза и любуются листопадом в лесу, слушая красивую музыку.
Дети любуются красотой осеннего листопада.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом, затем выполняют задание и рассказывают о своё м листочке:
- У меня жёлтый кленовый листочек!
- У меня красный дубовый листок!
(рассказывают все дети)
Дети собирают букет из листьев и укладывают его в корзинку.
Воспитатель предлагает детям присесть отдохнуть, затем обращает их внимание на стоящий на лесной полянке сказочный домик.
- Ой! Ребята, посмотрите – какой красивый сказочный домик стоит на полянке! Это значит здесь живёт сказка, а называется она «Кот, петух и лиса». Давайте и мы в ней поучаствуем!
Воспитатель рассказывает сказку от автора.
- На лесной полянке в своей избушке жили-были Кот и Петух. Утром рано Кот уходил на охоту и наказывал Петушку.
Ушёл Кот, а Петушок давай везде прибираться, и в домике, и у домика. А потом устроился возле окошка, а Лиса тут как тут, поёт свою песенку под окошком.
Лиса подождала, да так и ушла ни с чем.
А Петушку скучно стало одному дома сидеть и решил он пойти погулять, пришёл на лесную опушку и присел на пенёк. А жители лесные испугались за Петушка, ведь рядом лисичкин домик. Вот подходят к нему Белочки.
Не послушался Петушок Белочек, они и ушли.
Тогда решили предупредить Петушка о беде Ежата.
Не послушался Петушок и ежат, пришлось им уйти. Тогда пошли предупредить Петушка об опасности зайчата.
Никого не хотел слушать Петушок – ни Белочек, ни Ежат, ни Зайчат. Пришлось им всем уйти. А Лиса то тут как тут: подкралась – прыг, да схватила его вмиг. Напугался Петушок, стал Котика на помощь звать!
А Котик далеко был, не слышал Петушка.
Вот приходит Кот вечером домой, а Петушка то и нет. Надел он шляпу, взял гусли и пошёл по лесу Петушка искать. Идёт песенки поёт.
Увидел Кот лесных жителей и спрашивает.
Подошёл Котик к лисьему домику и запел.
А Лиса в ответ.
А Котик опять поёт.
Интересно стало Лисе, кто её вызывает и говорит Петушку.
Вышел Петушок из домика, увидел братика, обрадовался, и побежали они, что было сил к себе домой. А Лиса расчухала неладное, выходит и плачет.
Воспитатель – Что ты, Лисонька, плачешь?
Воспитатель - Не плачь, Лисонька! Дадим мы тебе петушка попробовать, только не настоящего, а леденцового (воспитатель угощает Лису леденцом в форме петушка, Лиса радуется и благодарит за угощение).
Воспитатель показывает детям корзинку, в которую они собирали букет из листьев и говорит о том, что леденцов здесь хватит на всех. Затем предлагает детям снять шапочки-маски и присесть.
Возобновляется звук мелодии.
- А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, опять закроем глазки, только на этот раз мы с вами будем ждать, когда красивая осенняя мелодия закончится.
Мелодия затихает и пропадает. Дети рассаживаются, затем обращают своё внимание на сказочный домик.
Дети надевают шапочки-маски и превращаются в сказочных героев.
Дети инсценируют сказку.
Кот – Петушок, я далеко уйду! Не смотри в окно! А то Лисонька придёт и тебя к себе возьмёт!
Лиса подходит к окошку и поёт
- Петушок, Петушок! Золотой гребешок! Выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!
Петушок – Ку-ка-ре-ку! Не буду я выглядывать в окно!
Белочки – Петушок, Петушок, спрячь скорей свой гребешок, а то Лисонька придёт и тебя к себе возьмёт!
Петушок – Ку-ка-ре-ку! Не боюсь Лисы!
Ежата - Петушок, Петушок, спрячь скорей свой гребешок, а то Лисонька придёт и тебя к себе возьмёт!
Петушок – Ку-ка-ре-ку! Не боюсь Лисы!
Зайчата - Петушок, Петушок, спрячь скорей свой гребешок, а то Лисонька придёт и тебя к себе возьмёт!
Петушок – Ку-ка-ре-ку! Не боюсь Лисы!
Петушок – Ку-ка-ре-ку!
Несёт меня Лиса за тёмные леса,
за высокие горы!
Котик, братик, помоги мне!
Кот – Трень- брень, гусельки, золотые струнушки!
Кот – Здравствуйте, лесные жители! Не видали ли вы моего братика - Петушка?
Лесные жители – Его лиса в свой домик утащила, во-о-он туда (показывают, где находится лисичкин дом).
Кот - Трень- брень, гусельки, золотые струнушки!
Дома ли Лиса? Выходи Лиса!
Лиса – Мне некогда, я блины пеку!
Кот - Трень- брень, гусельки, золотые струнушки!
Дома ли Лиса? Выходи Лиса!
Лиса – Петушок, я блины пеку, сходи, посмотри, кто меня зовёт!
Лиса плачет.
Лиса – Да вот, хотела Петушка попробовать, а он убежа-а-ал.
Дети встают в круг, закрывают глаза.
Дети открывают глаза.
- Вот, ребята, мы с вами опять в детском саду!
Понравилось ли вам в осеннем лесу? Расскажите, что понравилось? А что ещё понравилось делать во время занятия? Дети рассказывают о том, что им больше всего понравилось, делятся своими впечатлениями друг с другом.
Самоанализ занятия
Основной целью занятия является развитие связной речи.
Перед собой я поставила такие задачи: упражнять детей в умении составлять рассказы про осень, используя наглядную основу – схему, закреплять знания о признаках осени, учить отвечать на вопросы фразой, учить согласовывать прилагательные с существительным, развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, воспитывать умение слушать друг друга. воспитывать любовь к родной природе, воспитывать желание участвовать в инсценировке знакомой сказки.
В первой части занятия я предложила детям попробовать составить рассказы об осени при помощи схем-таблиц (наглядно-действенное мышление). Используя эти схемы дети смогли составить описательные рассказы о приметах осени, состоящие из нескольких предложений, с заданием справились все дети. Затем мы закрепили знания, используя цветную мнемотаблицу, также детям была показана компьютерная презентация «Осень», в ходе которой были закреплены знания об осени, её дарах и богатстве.
В основной части занятия детям было предложено погулять по осеннему лесу, где они полюбовались листопадом (воспитание любви к родной природе, поиграли в игру с листочками (согласовывание прилагательного с существительным) и приняли участие в инсценировке сказки «Кот, петух и лиса» (воспитание желания участвовать в инсценировке сказок, где проявили свои творческие способности.
Я считаю, что на протяжении ООД были выполнены все поставленные задачи, у детей сохранялся интерес, они с удовольствием принимали участие как в обучающейся деятельности, так и в игровой.
Считаю необходимым продолжать работу по развитию памяти и внимания детей.
Индивидуальную работу вести с Евсеем Соловьёвым по развитию связной речи, с Соней Палавиной по развитию умения слушать друг друга.