Регина Нигматзянова
ООД по рисованию «Роспись посуды элементами башкирского орнамента»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений и навыков простейших приемов росписи посуды элементами башкирского орнамента.
Задачи:
Обучающие: научить простейшим приемам росписи посуды элементами башкирского орнамента, применяя известные приемы работы кистью;
совершенствовать умение составлять композицию.
Развивающие: развивать творческое мышление, цветовое восприятие, внимание; развивать моторику пальцев
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к народному прикладному искусству.
Публикация «ООД по рисованию „Роспись посуды элементами башкирского орнамента“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Средства: пиалы, гуашь, кисточки, вода, тряпочки, иллюстрации башкирского орнамента, чайная посуда.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель предлагает послушать башкирскую легенду
Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле»
Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес»
А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы» И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: - Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
-Что означает слово ОРНАМЕНТ?
(Орнамент это повторяющийся узор, это узоры, которые симметрично расположены, которыми украшали одежду, посуду.)
Воспитатель: На какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте? (Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры)
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (Зеленый - трава, листья; черный - земля; желтый и красный - солнце; синий – небо.)
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом? (посуду, одежду, обувь, ковры, полотенца, занавески) Воспитатель: Посмотрите у нас в башкирском уголке есть посуда, вы узнали какой орнамент изображен на посуде? (башкирский)
-Ребята, а вы знаете, кто занимается росписью посуды?
Воспитатель: А хотите и вы стать мастерами умельцами, которые расписывают посуду? (ответы детей) Проходите в нашу мастерскую.
Воспитатель: Что у вас на столах? (пиалы) чего на них не хватает? (орнамента)
Воспитатель: Как вы думаете, мы можем это исправить и как? (ответы детей)
Посмотрите на пиалу, которую я расписала для вас, какой орнамент вы видите? Как расположен орнамент? Какие цвета использованы?
-Некоторые узоры в башкирском орнаменте рисуются кончиком кисти, а какие- то всем ворсом кисти.
-Посмотрите элемент орнамента на пиале, которую я расписала, расположен симметрично, ровно. А я открою вам секрет, я нарисовала ромб и напротив него еще один ромб и между элементами оставила одинаковое расстояние. Между ромбами можно добавить крестик или треугольник.
Вы сейчас пофантазируете, и распишите свою пиалу башкирским орнаментом, каким хотите.
Воспитатель: Перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Как то осенью
На полянке на лесной
Собрались друзья в кружок
И делили пирожок:
Бер кусок, ике кусок.
Эт, буре,тульке, бесей
Подели его скорей
Ты на всех своих друзей!
Ат,арслан, куян, аю
Начинай игру свою!
Дети приступают к самостоятельной работе (звучит мелодия курая)
(после того как выполнили работу подходят на ковер встают в круг)
Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, вам понравилось то, чем мы сейчас занимались? Тяжело было? Что именно?
Вы сделали пиалы, вам нравятся? (ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада что вам понравилось, кто знает, может быть, когда вы вырастете, кто то и станет умельцем по росписи. Теперь вы умеете расписывать пиалы, в следующий раз мы с вами распишем посуду другим орнаментом, другого народа.
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы сегодня расписывали пиалу именно башкирским орнаментом? (ответы детей)
- Да, конечно, мы с вами живем в Башкортостане.
- А в этом году нашей республике исполнилось 100 лет, это ребята очень много
- Ребята, назовите известных людей, которые родились в нашем поселке. (ответы детей)
- Наша Республика славится не только богатством природы, но и людьми.
Воспитатель предлагает назвать известных людей Республики и района.
-Видите, наш поселок процветает. Может быть, кто-нибудь из вас тоже прославит наш поселок, и наш детский сад и мы будем гордиться вами.
Литература:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-s-ispolzovaniem-regionalnogo-komponenta-bashkirskii-nacionalnyi-ornament.html
2. Молчева А. В. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Дошкольникам (на русском и башкирском языках). -Уфа:Башкирское издательство «Китап»»,1995.-112с.