ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Организация волонтерского движения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья посвящена анализу волонтерства, как добровольческой деятельности, особенностей волонтерского движения и его частного проявления - детского волонтерства в ДОУ. Основным методом написания статьи явился теоретический анализ литературы.
Ключевые слова: волонтер, безвозмездная деятельность, помощь, добровольчество.
Публикация «Организация волонтерского движения в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня в нашей стране активно развивается волонтерское движение. «В основе волонтерского движения стоят принципы : хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому, сам захотел, и сам выбрал что делать» [3, с. 106]. Рядом с нами всегда есть люди, которые нуждаются в помощи.
Добровольная (волонтерская) работа выполняется как безвозмездная деятельность. Это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала. «Добровольческая (волонтерская) деятельность — форма бескорыстного социального служения, добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения» [1, с. 63].
Ограничений для участия в волонтерском движении нет. Волонтером может стать тот, кто хочет им быть. Участие в волонтерской деятельности не регулируется политическими, религиозными, расовыми, возрастными особенностями.
В современной России активно развивается детское волонтерство. Возраст участия в волонтерском движении понижается. Если совсем недавно дети- волонтеры являлись, в основном, подростками и старшими школьниками, то сейчас все чаще и чаще из средств массовой информации можно узнать про дошкольников- волонтнров.
Большой вклад в становление детского волонтерского движения был внесен Н. П. Гришаевой посредством разработки педагогической технологии «Дети - волонтёры» [2]. Автор определяет содержание данной технологии, как «развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста, и их участие в добровольческих мероприятиях. Реализация технологии способствует воспитанию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми» [2, с. 98].
Несмотря на то, что технология «Дети- волонтеры» разработана для детей старшего дошкольного возраста, в практике работы детского сада данная технология реализуется посредством организации разновозрастного общения между детьми. Основным содержанием выступает оказание старшими дошкольниками посильной помощи детям младшего возраста. Ведь детям нравится быть помощниками. Это придает им уверенности в себе, дает ощущение приобщения к миру взрослых, воспроизведения деятельности взрослых. Этим детское волонтерство перекликается с игрой. Поэтому является эмоционально привлекательным.
«Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например: включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку» [2, с. 92].
Чтобы волонтерская деятельность старших дошкольников была успешной, полезной, оставляла след в душе её участников и получателей, целесообразно предварять её организацией «Школы волонтёров». Цель такой «Школы» - обучение старших детей по предполагаемым направлениям волонтёрства. Наиболее распространенными являются обучение младших играть в сюжетные, подвижные и другие игры, одеваться, лепить, рисовать, делать зарядку.
Поэтому очень важно, чтобы в педагогическом коллективе детского сада были специалисты, на личном примере транслирующие детям воплощение в жизнь идей оказания безвозмездной добровольной помощи, сами занимающиеся реализацией данной технологии, умеющие повести за собой, осуществляющие мониторинг результатов осуществляемой деятельности.
Таким образом, волонтерское движение основано на выполнении неоплачиваемой, сознательной, добровольной деятельности на благо других. При организации волонтерского движения в ДОУ нельзя игнорировать факторы добровольности и возрастных особенностей детей, а предварительную работу со старшими детьми по предполагаемым направлениям деятельности, направленной на пользу окружающим, организовать необходимо. Важным стимулом для волонтерской деятельности детей является личный пример находящихся рядом с ними авторитетных взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей.
Список литературы
1. Мухамадеева, Э. Р. Организация волонтерского движения в Республике Башкортостан / Э. Р. Мухамадеева // Молодой ученый. – 2023. – № 26 (473). – С. 63-66.
2. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации : методическое пособие / Н. П. Гришаева. – М. : Вентана – Граф, 2016. – 184 с.
3. Чижмакова, В. И. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников / В. И. Чижмакова, Н. А. Кудряшова, С. Б. Костина // Молодой ученый. – 2018. – № 46.2 (232.2). – С. 106-111.