Анастасия Лынива
Организация утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста
Лынива Анастасия Владимировна,
воспитатель МАДОУ № 2 «Сказка»
Ленинск-Кузнецкого городского округа
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Публикация «Организация утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
В нашем дошкольном учреждении с дневным пребыванием детей утреннюю гимнастику провожу по режиму дня до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику провожу на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. В зависимости от погоды регулирую физическую нагрузку: при понижении температуры увеличиваю ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижаю, чтобы избежать перегревания организма.
В зимнее время для проведения утренней гимнастики использую физкультурный зал. Перед занятиями помещение хорошо проветривается.
В вводной части организую внимание детей, обучаю их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливаю организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включаю: построения; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки, бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.
Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Поэтому организую выполнение общеразвивающих упражнений в определенной последовательности. Сначала провожу упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой повторяем первое упражнение или аналогичное ему.
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу, чтобы восстановить пульс и дыхание.
С детьми второй младшей группы провожу утреннею гимнастику до 5-6 минут. Комплексы утренней гимнастики составляю из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаю в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.
В начале утренней гимнастики даю детям кратковременную ходьбу разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьбу организуем в любом построении : друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.
Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии использую преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяю также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании.
Во время выполнения утренней гимнастики слежу за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строю на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). Например, при проведении комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» предварительно с детьми рассматриваем картинки с изображением петушка, курочки, рассказываю о них. Затем при выполнении комплекса я изображаю петушка, дети – курочек.
Игровое проведение комплекса вызывает у детей желание участвовать в нем. Он проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений. Чтобы не надоедал сюжет комплекса, проявляю изобретательность, творчество, ввожу новые образы («Птички», «Бабочки» и т. д.). Действия остаются те же. Усвоение движения, сопровождающееся свободой легкостью его воспроизведения, доставляет маленькому ребенку большое удовольствие.
На протяжении всей гимнастики действую совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако не выполняю с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения продолжаю вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.
Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
Во второй половине года использую для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики. Последовательность упражнений та же. Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.
Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берем из физкультурных занятий, упражнения подбираем из числа рекомендованных программой и методическими пособиями.
В заключении провожу бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижную игру, хорошо знакомую детям, с очень простыми правилами и содержанием.
Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяю подряд 1 – 2 недели.
В своей возрастной группе я организую проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение. Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. При звучании бодрой музыки, марша дети подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т. п.
Музыкальное сопровождение также повышает и выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений.
Так же под музыку иногда провожу некоторые подвижные игры с ходьбой, бегом («Медведь и дети», «Лошадки», подскоками («Козочки и волк», «Птички и автомобиль» и др.).
Широко использую также игры с пением, хороводные игры («Калина», «Теремок», «Заинька»). На утренней гимнастике звучание музыки организует весь комплекс упражнений, подбор ее зависит от их содержания.