Оля Аладина
Организация театрализованных игр в детском саду
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Театрализованные игры включают :
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками);
- непосредственные действия детей по ролям;
Публикация «Организация театрализованных игр в детском саду» размещена в разделах
- литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора);
- изобразительную деятельность - носит характер пространственно- изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
- музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их исценирование, приплясывание, напевание и т. д.
Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.
Воспитатель помогает детям организовывать деятельность - объединяться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.
Для того, чтобы дети средней группы могли играть самостоятельно, еще в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр.
Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явится хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности. Стремление принимать активное участие в общих затеях.
В средней группе, когда дети приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видом творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
Предлагая детям театрализованные игры, воспитатель должен четко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения.
Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с установкой на следующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками. После чтения следует задать вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действий, наполняет характерные черты персонажей.
Если произведение большое, его следует готовить по частям. Работа проходит индивидуально или с небольшой группой. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли.
После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движения передавать характер литературного героя, предлагает детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей.
К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации, которые должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей.
В средней группе все атрибуты подготавливает сам воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложной, посильной работе – подклеить, раскрасить. В старшей и подготовительной группах возможности дошкольников возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.