Елена Дунилина
Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте методом проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте методом проектов
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка (2.07 ФГОС ДО, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что "ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам" (4.6 ФГОС ДО).
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте методом проектов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в среднем дошкольном возрасте.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Сюжетно-ролевая игра отличается от других видов игр наличием сюжета, в ней нет заранее спланированных правил, дети могут варьировать в выборе и использовании предметов. Д. Б. Эльконин писал:«Сюжет игры – это та область действительности которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр…чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка»
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению профессиональных отношений взрослых.
Особенностью детей среднего дошкольного возраста является то, что
возрастает сопереживание сверстнику. Однако, оно зачастую неадекватно – успехи сверстника могут огорчать, а неудачи – радовать. Дети начинают хвастать, конфликтовать. Следовательно в сюжетно-ролевой игре возникают конфликты при распределении ролей, большинство детей стремиться к основной роли, но не получив высокую оценку взрослых, одобрения сверстников теряют интерес к принятой роли, а также дети затрудняются с определением «известного правила поведения, отражающего реальное действие и реальные взаимоотношения», поэтому манипуляции с игровым оборудованием, игровые действия, имитирующих бытовые взаимоотношения -однообразные.
В этом возрасте важно сформировать гибкость ролевого поведения у ребёнка и побудить к фантазированию. Воспитатель в качестве партнёра по игре демонстрирует, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.
В «Концепции модернизации Российского образования»
предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Таким эффективным методом является метод проектов. Он дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с детьми, родителями, ощутить себя их партнером, сделать процесс познания интересным и творческим. Именно поэтому метод проектов с учетом особенностей возраста детей, способствует развитию сюжетно-ролевой игры в средней группе.
Освоение проектного метода в организации сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте позволяет создать условия для систематической, планомерной, следовательно эффективной воспитательно-образовательной работы. Проект сюжетно-ролевой игры включает в себя:
цели и задачи;
актуальность;
ожидаемые результаты;
перспективное планирование;
план-схему конспекта методического руководства игрой.
Используя проектную деятельность, педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры.
1 принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми.
При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.
2 принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.
3 принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Приемы прямого руководства:
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто);
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого
диалога).
Косвенного воздействия:
1. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим миром ярких образов и впечатлений;
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми;
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения);
- чтение художественных произведений, драматизация сказок;
- наблюдение за играми других детей;
- напоминание об интересных фактах из жизни.
2. Организация предметно-игровой среды :
- сочетание игрушек, предметов заместителей, воображаемых игрушек;
- внесение в среду новых игрушек;
- изготовление детьми атрибутов для игры.
3. Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин);
- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
4. Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры;
- игры типа «Угадай, кто пришел?», «Угадай, кого я изображаю?»;
- дидактические игры «Кому, что нужно для работы?».
5. Создание игровой проблемной ситуации:
- с помощью игрового оборудования, с помощью активизирующего общения воспитателя с детьми;
- поощрение;
- привлечение в игру малоактивных детей.
В процессе проектной деятельности совместно с детьми выполняются заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно продвигаясь к цели.
Шкель В. Ф. утверждает: «Метод проектов. очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения».