Евгения Козарезова
Организация социокультурной предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Организация социокультурной предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста посредством включения компонентов «мягкой педагогики»
Козарезова Е. И.,
воспитатель
муниципального бюджетного
дошкольного
учреждения «Детский сад
комбинированного вида №2»
Алексеевского городского
округа
Публикация «Организация социокультурной предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния социокультурной среды на растущего ребенка в современном мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности. Особенно это касается дошкольного возраста как определенного «старта» и определенной ступени постижения культуры и «выращивания» в ней личности.
Для образовательной системы дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО основным результатом (выходом или продуктом) являются не результаты детского развития, а педагогическое качество условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития. На входе системы – ресурсы, предоставляемые организации государством и обществом, на выходе – качество образовательных услуг.
ФГОС ДО нацелен вывести на первый план активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания элементов РППС, активного включения в него семьи, образовательных ресурсов окружения [6, с. 54]. Эти установки предполагают отказ от традиционной организации педагогической работы, заранее жестко регламентирующей содержание и форму ежедневной деятельности и предписывающей детям, когда, чем и с кем они должны заниматься, и переход к гибкому планированию с активным участием детей.
В требованиях ФГОС ДО, РППС обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. РППС дошкольной организации – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни [3, с. 44].
Если проанализировать пространственную среду группы, то можно увидеть, что, несмотря на требования ФГОС ДО, доминирует традиционный подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов.
Автор считает важным и необходимым использовать компоненты «мягкой педагогики» в организации социокультурной ППС для активизации разнообразной детской деятельности.
В группе раннего возраста автор опыта использует компоненты «мягкой педагогики», которую предложила И. А. Лыкова, научный руководитель автор программы «Теремок». Через «мягкую педагогику» ребенок приобретает сенсорный опыт и погружается в мир общения и взаимодействия в новых условиях.
Определяя наполняемость социокультурной РППС, педагог руководствовался концептуальной целостностью образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.
Некоторыми элементами «мягкой педагогики» группы раннего возраста уже были оснащены и фрагментарно применялись в образовательной деятельности с детьми. А многие пособия придуманы автором, сделаны своими руками и разработаны способы «мягкого» взаимодействия взрослых и малышей.
Так в период адаптации для нормализации и развития эмоциональной сферы малышей в группах раннего возраста имеются мягкие релаксанты – «подушки-подружки», «одеяло-укрывало», развивающие коврики. Подушкам-подружкам маленькие воспитанники с удовольствием лепечут на ушко свои еще совсем нескладные секреты, вместе с ними ложатся отдохнуть на диванчик или рассказывают, о том, как тяжело было расставаться с мамочкой или, чаще всего, просто склоняют на нее голову. Созданное руками педагога, «одеяло-укрывало» «прячет» детишек от плохого настроения. Разноцветные квадратики ткани, собранные в единое яркое и мягкое полотно, не только помогают ребенку реализовать потребность в покое, но и найти интересные картинки, рассмотреть их. Как правило, укрывшись этим одеяльцем, дети быстро успокаиваются, начинают обследовать попавшееся на глаза изображение, обращаются к воспитателю с вопросами.
В качестве островков уединения педагог использует развивающие мягкие коврики, оснащенные звучащими игрушками и имеющие разнообразную тематику. Они помогают отвлечь ребенка во время утреннего приема от негативных эмоций и успокоить его, так как, оказавшись на таком островке, малыш быстро увлекается сюжетом или звуками подвешенных предметов.
Компоненты «мягкой педагогики» используются для развития детей раннего возраста во всех образовательных областях. Например, напольные коврики-пазлы активно применяются в физическом развитии маленьких воспитанников. Чтобы собрать такой коврик, малышу необходимо дойти или доползти до определенной детали, присесть, наклониться или дотянуться до места закрепления очередного участка. А когда разноцветный коврик готов, на нем можно поваляться, переворачиваясь с живота на спинку, и наоборот, поползать, попрыгать и даже побегать. Различные игры с мягкими модулями повышают уровень общей подвижности малышей. Например, в игре «Зайки», дети спрыгивают с «кочки», используя мягкий модуль – таблетка. В игре «Улитки» малыши подлезают под мостик, сделанный из мягкого модуля – арка. В игре «Мишки» – перелезают через препятствие, возведенное из мягкого модуля – бревно. Все эти игры очень нравятся воспитанникам и вызывают у них только положительные эмоции.
Авторское игровое пособие «Волшебные варежки» зарекомендовало себя как эффективное средство в социально-коммуникативном развитии детей раннего возраста. С помощью этого пособия, которое представляет собой набор разноцветных варежек из фетра, мы привлекаем малышей к участию в совместной уборке игрушек после завершения игровой деятельности. Так, воспитатель, надевая на руку синюю варежку, объявляет детям, что эта варежка собирает автомобили в гараж, и демонстрирует ее действия. Затем предлагает детям воспользоваться «волшебной» синей варежкой, которая умеет убирать машинки. Аналогично педагог показывает, как голубая варежка убирает посуду для кукол на кухне, зеленая варежка собирает конструктор в контейнер, желтая – фрукты и овощи в корзинку, а оранжевая – кубики и пирамидки на полочку. Так же красная варежка наводит порядок в чемодане «доктора», а фиолетовая – в сумке «парикмахера». Малыши с удовольствием принимают предложение поиграть с «волшебными варежками», убирают игрушки на место, и «мягко» выходят из игры. Таким образом, педагог организует для детей комфортную обстановку в группе.
Для организации различных режимных моментов воплощена в жизнь замечательная идея с использованием «мехового театра». Для вовлечения детей в организованную образовательную деятельность воспитатели озвучивали игрушку Ежика Фому, а для приглашения в спальню – Совенка Кузю. На прогулку малышей зазывала Ворона Каркуша, к выполнению гигиенических процедур привлекал Утенок Шустрик, а поиграть приглашали Щенок Тобик и Котенок Пушок. Сначала маленькие воспитанники настороженно слушали «мягких» друзей. Со временем каждый персонаж стал вызывать у малышей радость и неподдельный интерес, потому что необычные игрушки выполняли вместе с детьми обычные действия (мыли руки, кушали, ложились спать и т. д.). И теперь им достаточно только появиться в группе, как малыши сразу же переключаются на предложенный вид деятельности.
Для познавательного развития детей педагог разработал серию «мягких» книг из фетра. Каждая книга – это развивающее пособие с набором занимательных элементов и дидактических игр по определенной теме.
Игры, пособия, в которых включены элементы «мягкой педагогики» полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности. Все игры и пособия в группах доступны всем детям. «Мягкий» игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, созданная социокультурная РППС группы является вариативной.
Педагогом было замечено, что оснащение социокультурной среды элементами «мягкой педагогики» не только способствует сенсорному развития детей, но и благотворно оказывает влияние на течение адаптации у детей раннего возраста.
Представленная инновационная система реализации гуманного подхода к развитию малышей с помощью ресурсов «мягкой педагогики» помогла создать в группах раннего возраста психологически безопасную и комфортную, благоприятную образовательную среду.
ЛИТЕРАТУРА
Арт — методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трех лет) / под ред. И. А. Лыковой. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 128 с.
Оценка качества дошкольного образования в группах детей раннего возраста : учебное пособие / Т.. Захарова, Т. Н. Зятинина. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст: электронный. – (Федеральные государственные образовательные стандарты). Дата обращения: 11.09.2022.
Лыкова, И. А., Кожевникова, В. В. Социокультурная образовательная среда : от анализа ключевых понятий к вариативной модели / И. А. Лыкова, В. В. Кожевникова // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 9. - С. 6–24.
Сумарокова, А. М. Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО / А. М. Сумарокова // Молодой учёный. – 2017. – № 49 (183). – С. 409–411.
Файзуллаева, Е. Д. «Мягкая педагогика» : воспитание детей раннего возраста : методическое пособие / Е. Д. Файзулаева. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2021.- 88 с.