Сухова Елена
Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей, необходимо формирование игровых умений и навыков в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром.
Публикация «Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом полоролевого поведения» размещена в разделах
В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики играют в солдат, водят машины, строят дома и другие постройки.
Именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому необходимо обращать внимание:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Ребёнка надо учить тому, что значит быть девочкой или мальчиком, как себя вести, что надевать, то есть начинается гендерная социализация. Под этим подразумевается процесс усвоения норм, правил поведения, установление в соответствии с культурными представлениями о роли, предназначении мужчин и женщин в обществе. Мальчики и девочки — это не только куклы и машинки, капризы и драки, миры мальчиков и девочек чем-то похожи, но и чем-то отличаются. К сожалению, мы взрослые утратили способность видеть, слышать и чувствовать, так как это было в детстве. Поэтому мы должны понимать, что перед нами стоит не просто ребёнок, а мальчик или девочка, которые по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, чувствуют и переживают на всё происходящее в их жизни. В формировании мужественности и женственности мы должны показать примеры истинного образа «настоящего мужчины» и «прекрасной дамы». Как мы знаем ведущий вид деятельности дошкольника — игра, в которой происходит непосредственное усвоение детьми эталонов гендерного поведения. Поэтому необходимо уделять особое внимание в подборе материалов и оборудования для игровой деятельности детей. Во время организации и проведении такой необходимо учитывать следующие аспекты: внешний вид игрового материала и ролевой атрибутики достаточность и полнота материала для игр, в ходе которых девочки воссоздают модель общественного поведения женщины — матери, где бы для мальчиков предоставлялась возможность играть в мужскую модель поведения. Роль педагога состоит в том, что он ежедневно принимает участие в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцировано играет с девочками и мальчиками. Объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог имеет возможность пригласить их для совместного участия в играх детей. Таким образом, включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру поможет родителям приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет воспользоваться, играя со своим ребёнком. Нередко взрослые не понимают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играя в войну. Необходимо понимать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, потому что дети развиваются физически и учатся регулировать свою силу. Игра помогает разрядить скопившуюся энергию. Учитывая, все эти аспекты, взрослые должны понять, что причин для осуждения поступков мальчишек нет. Наоборот, должны предоставить место и следить за тем, чтобы игры не носили агрессивный характер. Обязательно следует научить мальчиков играть мальчиков играть солдат, лётчиков, моряков и создавать для этого необходимые условия. Так как мальчики очень любят, разбирать игрушки изучать их строение и конструкцию, следует рекомендовать родителя при попытке игрушек учитывать эту особенность. Организуя игровую среду для девочек учитывать, что им требуется значительно меньшее пространства. Девочки в играх осваивают роль мамы, поэтому им необходимо достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Поскольку у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше потребуется мелких игрушек и различных атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, педагог имеет возможность перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.