Юлия Молчанова
Организация развивающей среды в разновозрастной группе в малокомплектном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в разновозрастной группе
В малокомплектном ДОУ целесообразно объединять в группы детей смежных возрастов (для полной наполняемости групп). Это дает возможность воспитателю более четко организовать жизнедеятельность дошкольников в течение дня, так как режимные моменты в смежных разновозрастных группах имеют меньшее расхождения во времени.
Публикация «Организация развивающей среды в разновозрастной группе в малокомплектном ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Для полноценного и всестороннего развития детей очень важно создать благоприятные условия: рационально разместить мебель, оборудование, игры и игрушки, зоны предметно-развивающей среды.
Мебель должна быть простой и удобной, столы и стульчики – не менее 3-4х размеров (в зависимости от возрастной группы детей). Каждому ребенку по его росту нужно подобрать стол и стул, которые обязательно маркируются согласно СанПиН. Учитывая принцип позиции при взаимодействии, первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Одно из условий среды – это разновысокая мебель, чтобы не только воспитатель без затруднений мог спуститься, приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдут высокие столы, в виде подковы, соответсвующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей – видеть их глаза и избавляют его от необходимости все время нагибаться.
В настоящее время большое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей. В связи с этим желательно в группе иметь физинвентарь, атрибуты, игрушки для подвижных игр для каждого возраста и размещаться на такой высоте, чтобы дети могли свободно их брать и использовать в самостоятельной деятельности. Игрушки и пособия удобно хранить в секционных шкафах, на полках, ленточных столах, навесных полках. Игрушки для детей младшего возраста лучше располагать на открытых нижних полках, чтобы их удобно было брать.
Учитывая, что дети третьего и четвертого года жизни с удовольствием наряжаются, рассматриваю себя в зеркало, нужно определить место для уголка «ряженья» : косыночки, юбочки, ленточки, которые можно повесить на вешалки, крючки или держать в «красивом сундучке» рядом с зеркалом, что позволяет детям самостоятельно ими пользоваться.
Образные игрушки, атрибуты, куклы бибабо, элементы костюмов, декораций, разного вида театры (теневой, пальчиковый) хранятся на полках или в шкафу и используются старшими дошкольниками в театрализованной деятельности. Детям младшего возраста большую радость доставляют спектакли кукольного или теневого театра, показанный старшими товарищами. В то же время и малыши могут принять активное участие в драматизации, инсценировке, выполняя несложные роли. Такая совместная деятельность детей разного возраста стимулирует инициативу и самостоятельность, способствует формированию доброжелательных отношений в группе. При организации самостоятельных дидактических развивающих игр с предметами и игрушками, необходимо учитывать возраст детей. Дидактические игры для старших дошкольников предусматривают формирование у детей обобщенных представлений, закрепление знаний о разнообразных геометрических формах, воспитание внимания, логического мышления. (Игры Никитина, Монтессори и др.)
У детей велик интерес и к конструктивной деятельности. Воспитателю необходимо подобрать конструктивный материал для каждой возрастной подгруппы. Хранить крупный (мягкие модули, крупный конструктор) можно прямо на полу где-то в группе, более мелкий в шкафах, стеллажах в доступном для старших дошкольников месте. Для организации деятельности детей со строительным материалом удобен ленточный стол, который легко можно смоделировать из столов или удобные широкие подоконники, где на длительное время можно сохранить постройки. Для обыгрывания построек необходимо подобрать разнообразные мелкие игрушки, изображающие фигуры людей, животных, дома, деревья, транспорт. Хранить их можно на полках или в столе в отдельных коробочках (по видам). Для старших дошкольников желательно иметь фотографии, схемы, чертежи различных построек, (мостов, зданий, мебели) В результате хорошо продуманной организации игрового материала дети привыкают к установленному порядку, свободно пользуются всеми игрушками, учатся объединятся по в игровые группировки по интересам.
С раннего возраста у дошкольников воспитывают уважение и любовь к книге. Для самостоятельного пользования помещают произведения художественной литературы в хорошо освещенном месте на специальных полках или в шкафчиках, рядом ставят стол, на котором дети могут рассматривать или читать книгу. Сказки, стихи, рассказы, иллюстрации к ним подбирают для каждой возрастной группы и в течение года периодически меняют в соответствии с поставленными педагогическим задачами. Так ко Дню защитника отечества детям пятого года жизни можно предложить «Красный командир» Б. Житкова, «Пограничники» С. Маршака, картины – В. Васнецова “Три богатыря”, С. Баруздин “Шёл по улице солдат”; Л. Кассиль “Твои защитники” Ю. Стрехнин “Город отважных”; Я. Макаренко “Знамя победы”; Ю. Грибов “Слово о Прасковье Малининой”; Н. Букин “Яшка – артиллерист”; П. В. Светлов “Мальчишки из Тихвина” (отрывки из книги). Детям шестого и седьмого года жизни – «Мешок овсянки» А. Митяева, «На заставе» А. Барто, «Звезды» М. Джалиля, а так же иллюстрации о подвигах советских воинов в годы ВОВ, фотографии парада войск на красной площади в Москве и др. Начиная со средней группы воспитатель проводит с детьми беседы о писателях, их книгах. Желательно ко Дню рождения писателя оформить небольшую выставку: показать его портрет, сделать тематический подбор произведений, иллюстраций,. Целесообразно рассматривать книги вместе со всеми детьми. Малыши видят, как старшие дошкольники аккуратно обращаются с книгами, перенимают у них навыки. Старшие дошкольники, рассматривая книги с малышами, уточняют и закрепляют свои знания, учатся быть внимательными к малышам. Можно предложить обыграть ситуации из книг.
Наличие художественного материала стимулируют творческую деятельность. В групповой комнате надо обязательно иметь место для хранения этих материалов и подбирать их с учетом возраста детей: для малышей – гуашь, карандаши в коробке (шесть цветов, пластилин, восковые мелки, мелки и т. д. ; для старших дошкольников, кроме того, - акварельные краски, сангина, карандаши всех цветов спектра, глина, фломастера, маркеры, пособия для художественного творчества на стекле, гравюры, батик и т. п. Здесь же желательно разместить предметы народно-прикладного искусства, малые скульптурные формы. В самостоятельной изобразительной деятельности не только старшие помогают малышам, но и малыши могут принять активное участие в коллективных работах, выполняя несложные задания. Одна из стен может стать стеной творчества. На ней дети могут рисовать, создавая как коллективные, так и индивидуальные работы
Воспитателю необходимо продумать содержание уголка природы, в котором подбор растений должен соответствовать задачам каждой возрастной подгруппы. Желательно иметь два аквариума: с крупными рыбками (карп, золотая рыбка) для младших детей и разнообразными живородящими, разновидностями золотой рыбки – для старших.
В разновозрастной группе оборудование для области «Труд» удобно сосредоточить в одном месте. Это может специально сделанный шкаф (в умывальной комнате, в котором на верхней полке хранятся чистые ветоши, щетки, губки, тазики. В одном из отделений на крючках помещают фартучки для каждой возрастной подгруппы, в другом - щетки для пола, веник. Это поможет детям легко и быстро использовать оборудование по мере необходимости. Гигиенические комнаты можно использовать не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в настоящей «взрослой жизни» (мытье посуды, другие бытовые операции, а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой)
У детей старшего дошкольного возраста огромен интерес к работе с разного рода бросовым материалом: с бумагой, картоном, поролоном, природным материалом, пенопластом, и т. д. Материал для творчества удобно хранить в закрытых коробках. Сюда же можно положить клей, кисточки, ножницы, салфетки, а также рисунки, схемы, чертежи будущих поделок.
Приучая детей убирать свое рабочее место, аккуратно раскладывать материал по коробочкам, педагог воспитывает уважение к результатам труда, формирует привычку соблюдать порядок.
Но при этом надо помнить, что дети должны сами стать творцами своего предметного окружения. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей. Легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя пространство. Это и возможность изменения цветовой и звуковой среды
Таким образом, создание оптимальных условий предметно-развивающей среды, учет особенностей детей каждого возраста, их индивидуальных интересов помогает правильно организовать жизнь дошкольников в детском саду, обеспечивает постепенный переход от одного режимного момента к другому, обеспечивает непосредственно образовательную деятельность и самостоятельную деятельность в каждой подгруппе в соответствии с требованиями программы.