Евгения Петриченко
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация Развивающей Предметно-Пространственной Среды в группе раннего возраста в условиях ФГОС
Петриченко Евгения Анатольевна
В публикации речь идет о создании предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей раннего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется наличию игровых развивающих зон, их оснащению, влиянию на развитие детей по всем направлениям. Также рассмотрены требования к развивающей предметно-пространственной среды, сектора РППС.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, игра, игровые зоны
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»
Е. И. Тихеева
Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста организована в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО:
Безопасная- Трансформируемая- Вариативная- Доступная- Содержательно-насыщенная- Полифункциональная
Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста включает в себя 3 сектора:
1. Активный
Центр игры
Центр двигательной активности
Центр конструирования
Центр музыкально-театрализованной деятельности
2. Спокойный
Центр книги
Центр отдыха
Центр природы
3. Рабочий
Центр познавательной и исследовательской деятельности
Центр продуктивной и творческой деятельности
Центр правильной речи и моторики
Размещение оборудования по секторам помогает ребёнку отыскать для себя интересное занятие. Позволяет сохранить заинтересованность к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие сферы деятельности.
Формируя РППС, учитывались требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Создавали её разнообразной, яркой и информативно-богатой. Для того чтобы сделать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуально гармоническое развитие ребёнка
1. Центр сенсорики
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей в центре имеются игрушки, а также пособия различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Центр оснащен мозаикой крупной и средней, крупными пазлами, бусами, пирамидками, шнуровками и застежками, вкладышами, дидактическими играми, имеются куклы по четырем основным цветам сделаны ручной работой, а также сенсорный столик, в котором наши детки играют с большим удовольствием.
2. Центр воды и песка
Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, а для игр с водой – рыбки, уточки, которые можно использовать в воде, ведерки. В соответствии с комплексно-тематическим планированием, центр пополняется разнообразным материалом по изучаемой теме. Мною были собраны наборы для экспериментирования с водой и песком, составлены картотеки игр и экспериментов.
3.Уголок природы
В центре имеются, картотека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.). Собраны коллекции камней, ракушек, семян. Подготовлены картотеки экологический игр, ситуаций для активного поиска.
4. Центр физического развития
Особое предпочтение уделяется развитию потребности в движениях. В центре размещено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр малышей: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, ленточки, флажки, султанчики и др. что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности. В нашем уголке имеется нетрадиционное оборудование такое как: «Массажные дорожки» для босоножья, «волшебные веревочки» (для перешагивания, перепрыгивания).
5. «Уголок конструирования»
В данном уголке располагаются крупный строительный материал, кубики, деревянный конструктор основных цветов, пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой деятельности.
6. Уголок книги «Здравствуй книжка»
Воспитать у каждого ребенка пристрастие к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей. Которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться. В книжном уголке, подобраны книги для чтения и самостоятельного рассматривания различной тематики: потешки, программные сказки в нескольких экземплярах, книги согласно теме недели.
7. Центр творчества
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача – побудить в ребёнке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряет самостоятельность в использовании изобразительных материалов.
Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей: листы бумаги и альбомы, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, баночки для воды и пр.
8. Уголок музыки
В уголке располагаются разнообразные музыкальны и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радости и кроме того развивают фонематический слух и чувство ритма. В музыкальном уголке находятся музыкальные инструменты: барабан, бубен и др.
9. Уголок игры
Игра основной вид деятельности детей. Яркий, насыщенный игровой уголок создаёт условия для творческой деятельности детей развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Уголок «Хозяюшка», который оборудован следующими атрибутами: кухня, микроволновая печь, телефон, сумочки, прихватки, фартуки четырех основных цветов, крупные, мелкие столовые, чайные сервизы. Оборудована «Спальня», в которой имеются кроватками, шифоньер с одеждой по сезонам, ванночка, утюг.
Уголок «Ряженья» очень привлекателен для детей своими яркими, эстетичными атрибутами: накидки, юбки, сарафан
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская». Для поддержания интереса игровой деятельности обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании
10. Центр театрализованной деятельности
В уголке располагаются различные атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы, «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка). Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр и театр плоскостных игрушек.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи
звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Подводя итог, хочется отметить, что такая организация предметно-пространственной среды группы раннего возраста рациональна, учитывает основные направления развития ребенка по пяти образовательным областям и способствует его благоприятному развитию, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Список используемой литературы
1. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с