Наталья Присяжнюк (Федина)
Организация развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка группы в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
СП ДО ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е. М. Зеленова д/сад № 16 «Рябинка» п. г. т. Новосемейкино Самарская обл.
Воспитатель: Федина Н. А.
Организация развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка группы в летний период. Презентация проекта «Прогулки с удовольствием».
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка группы в летний период» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на прогулочном участке детского сада, так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда на участке нашей группы организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога», считал природу «самой доступной, наглядной и полезной школой для ребенка». Природа воздействует на него своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.
Игровое пространство вне стен помещения не должно являться искусственным изобретением взрослых для детей. Оно - «кусочек» естественного мира, природный потенциал которого усиливается за счет некоторого вмешательства человека.
Цель и задачи развивающей среды участка – это обогащение развивающего пространства для детей, создание условия для организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, обеспечение безопасности детей на прогулке, воспитание у детей любовь к природе, развитие физических и творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Поделюсь с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда на нашем прогулочном участке.
В прошлое лето мы набрали маленьких воспитанников, детей в младшую группу и нам захотелось преобразить участок, чтобы прогулки проходили с позитивным настроением.
Большую помощь в организации и создании среды участка оказали нам родители наших воспитанников. Посоветовавшись вместе, мы решили, что название «Прогулки с удовольствием» очень даже симпатичное название.
Кое – какой материал и оборудование родителям пришлось закупать, многие атрибуты сделаны руками взрослых, посажены цветы, покрашено ограждение, сшиты флажки и приготовлены столбы, родители пересмотрели материал в своих гаражах, поставили качалки, наносили песок, поделились игрушками.
Всё старались продумать и сделать, чтобы прогулки у детей были с удовольствием
На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Старались, чтобы весь участок становился основой для организации увлекательной, содержательной жизни, являлся основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.
На нашем участке для поддержания эмоционального благополучия детей есть уголок отдыха «В гостях у зайки», есть часы «Тик так», которые зовут гулять, в игры играть и обедать. Матрёшки - веселушки, которые весело улыбаются и приглашают потанцевать. Пруд и обитатели пруда – цапля, лягушка, улитка, уточка. Чудо – дерево, на котором ни листочки, ни цветочки, а бантики да башмачки. Ненужные старые чашки превратились в замечательные грибочки, и вот уже грибная поляна с ёжиком встречает ребят, забавный жираф, на котором можно покататься. Качалки «Пароход» и «Бабочка» для забавы. Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я.
Для познавательно-исследовательской деятельности на участке сделана клумба с цветущими растениями, за которыми дети наблюдают в течение всего сезона и ухаживают. Для ухода за цветами есть необходимый выносной инвентарь – леечки, ведерки, лопатки, грабельки. Всё это нас учит прилежно трудиться и ценить труд друг друга и взрослых.
Наличие на участке различных камушков, палочек, листьев, травинок даёт возможность детям собирать коллекции, использовать их в качестве счётного материала, для составления композиций, дидактических игр.
Юные строители, конечно же, выбирают для себя песочник – вот где можно воплотить свои задумки в жизнь!
Для экспериментирования в тёплый период выносим воду, формочки, мельницы, сито, совки, для определения силы ветра вертушки и ленты.
Художникам и художницам для рисования есть столик с лавочкой, желающие также могут заняться изобразительной деятельностью палочками на песке, а цветными мелками рисуем на асфальте рисунки и «волшебные дорожки» для выполнения упражнений в ходьбе, прыжках и беге.
Что касается двигательной деятельности детей, то площадь участка позволяет проводить коллективные подвижные игры и соревнования.
Также с помощью выносного материала: обручей, мячей развиваем ловкость, глазомер, координацию и сноровку, со скакалками можно поиграть в лошадки и наездников, поучиться прыгать через скакалку.
Для того, чтобы летний период оказал положительное влияние на всестороннее развитие детей, мы должны так построить работу, чтобы каждый ребёнок как можно полнее прожил каждый летний день, вынес из него как можно больше пользы для своего развития, для своего здоровья. Мы стараемся как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности детей, которые позволят детям получить максимум знаний, умений и возможность применять их.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.