Наталья Тимонова
Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников.
Подготовила Тимонова Н. В. педагог-психолог МБДОУ № 12
г. Сорочинск Оренбургской области.
Публикация «Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Агрессивные дети -это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрослые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия - это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы :
• контакт с ребенком;
• уважительное отношение к личности ребенка;
• положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
• безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
• сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.
Как выявить агрессивного ребенка? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого.
Поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:
• для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;
• строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступно изложить инструкцию испытуемому;
• строго придерживаться возрастной границы использования методики в работе с испытуемым;
• выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.
Первым шагом педагога- психолога ДОУ в работе с агрессивными детьми должно стать выяснение возможных причин его поведения.
Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста :
1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребёнка в группе, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы.
№
п/п Метод Автор
1 Наблюдение за невербальным поведением ребёнка и за поведением ребёнка в игре Клюева Н. В., Филипова Ю. В.
2 Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля
3 Тест для изучения особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях Розенцвейга
4 Тест «Руки» (Hand –Test) Э Вагнера
5 Тест «Сказка» Л. Дюсс
6 КРС Овчарова Р. В.
7 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
8 Цветовой тест Люшера.
9 Опросник Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко
Данная вариативная диагностическая программа с большей вероятностью позволить психологу разобраться в причинах агрессивного поведения ребёнка и наметить дальнейшую коррекционную работу с ним.
Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть и проанализировать неадекватное поведение ребенка.
Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
Работа с ребёнком и взрослыми (родителями, педагогами и его окружением) должна вестись параллельно.
№
п/п Метод Автор
1 Тест «Руки» (Hand –Test) Э Вагнера
2 Тест «АСВ»
3 Анкета для выявления эмоционально- личностных проблем детей Хельбрюгель Т.
4 Тест родительского отношения А. Я. Варга, ВВ. Столина.
5 Опросники.
Опросник Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко
В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
-изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с ребёнком;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Работа с родителями на этапе психокоррекции агрессии у ребенка строиться в 3 этапа.
На подготовительном этапе работы с родителями должно быть проведено изучение семьи, чтобы мы могли составить представление об адекватности родительских установок на воспитание и обучение, а также определить влияние разных членов семьи на развитие ребёнка, характер родительско –детских отношений.
Задачи первого этапа направлены на установление контакта с родителями. Важно показать роль всех членов семьи в процессе взаимодействия с детским садом. Это обусловлено тем, что зачастую контакт психолога ограничивается взаимодействием с одним членом семьи, который в действительности может иметь наименьшее влияние на ребёнка или не собирается заниматься с ним. Поэтому подчеркиваю необходимость тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для наилучшего воспитания и развития ребёнка.
Узнать каким образом можно вовлечь всех членов семьи в педагогический процесс, педагогу поможет вариативный план беседы с родителями, составленный следующим образом:
Кто проводит с ребёнком основное время в будние дни (кто забирает из сада) и в воскресение. В соответствии с этим планируется, с кем из взрослых необходимо проводить основную работу, с кем можно ограничится рекомендациями
Указать в какое время дня и в каких случаях каждый член семьи может общаться с ребёнком. Если родители жалуются на недостаток времени, то особенно важно показать им, что окажется достаточно, если верно его использовать. Главное чтобы не один член семьи занимался с ребёнком, но чтобы каждый по своим силам сумел внести лепту в воспитание сына или дочки. Поэтому задача психолога: предоставить родителям множество вариантов, каким образом можно распределить обязанности в воспитании.
На втором этапе важно уже не просто познакомить родителей с работой учреждения, возможными формами взаимодействия со специалистами, спецификой воспитания и обучения проблемных детей, изменить неверные родительские установки на воспитание, обучить приёмам коррекции.
Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окликнуть ребёнка.
2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения. Демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции