Папки-передвижки

Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников

Наталья Тимонова
Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников.

Подготовила Тимонова Н. В. педагог-психолог МБДОУ № 12

г. Сорочинск Оренбургской области.

Публикация «Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников» размещена в разделах

Агрессивные дети -это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрослые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия - это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы :

• контакт с ребенком;

• уважительное отношение к личности ребенка;

• положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

• безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

• сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.

Как выявить агрессивного ребенка? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого.

Поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:

• для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;

• строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступно изложить инструкцию испытуемому;

• строго придерживаться возрастной границы использования методики в работе с испытуемым;

• выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

Первым шагом педагога- психолога ДОУ в работе с агрессивными детьми должно стать выяснение возможных причин его поведения.

Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста :

1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребёнка в группе, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы.

п/п Метод Автор

1 Наблюдение за невербальным поведением ребёнка и за поведением ребёнка в игре Клюева Н. В., Филипова Ю. В.

2 Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля

3 Тест для изучения особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях Розенцвейга

4 Тест «Руки» (Hand –Test) Э Вагнера

5 Тест «Сказка» Л. Дюсс

6 КРС Овчарова Р. В.

7 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

8 Цветовой тест Люшера.

9 Опросник Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко

Данная вариативная диагностическая программа с большей вероятностью позволить психологу разобраться в причинах агрессивного поведения ребёнка и наметить дальнейшую коррекционную работу с ним.

Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Работа с ребёнком и взрослыми (родителями, педагогами и его окружением) должна вестись параллельно.

п/п Метод Автор

1 Тест «Руки» (Hand –Test) Э Вагнера

2 Тест «АСВ»

3 Анкета для выявления эмоционально- личностных проблем детей Хельбрюгель Т.

4 Тест родительского отношения А. Я. Варга, ВВ. Столина.

5 Опросники.

Опросник Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко

В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

-изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;

- изменение стиля взаимодействия с ребёнком;

- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Работа с родителями на этапе психокоррекции агрессии у ребенка строиться в 3 этапа.

На подготовительном этапе работы с родителями должно быть проведено изучение семьи, чтобы мы могли составить представление об адекватности родительских установок на воспитание и обучение, а также определить влияние разных членов семьи на развитие ребёнка, характер родительско –детских отношений.

Задачи первого этапа направлены на установление контакта с родителями. Важно показать роль всех членов семьи в процессе взаимодействия с детским садом. Это обусловлено тем, что зачастую контакт психолога ограничивается взаимодействием с одним членом семьи, который в действительности может иметь наименьшее влияние на ребёнка или не собирается заниматься с ним. Поэтому подчеркиваю необходимость тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для наилучшего воспитания и развития ребёнка.

Узнать каким образом можно вовлечь всех членов семьи в педагогический процесс, педагогу поможет вариативный план беседы с родителями, составленный следующим образом:

Кто проводит с ребёнком основное время в будние дни (кто забирает из сада) и в воскресение. В соответствии с этим планируется, с кем из взрослых необходимо проводить основную работу, с кем можно ограничится рекомендациями

Указать в какое время дня и в каких случаях каждый член семьи может общаться с ребёнком. Если родители жалуются на недостаток времени, то особенно важно показать им, что окажется достаточно, если верно его использовать. Главное чтобы не один член семьи занимался с ребёнком, но чтобы каждый по своим силам сумел внести лепту в воспитание сына или дочки. Поэтому задача психолога: предоставить родителям множество вариантов, каким образом можно распределить обязанности в воспитании.

На втором этапе важно уже не просто познакомить родителей с работой учреждения, возможными формами взаимодействия со специалистами, спецификой воспитания и обучения проблемных детей, изменить неверные родительские установки на воспитание, обучить приёмам коррекции.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окликнуть ребёнка.

2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения. Демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников
Опубликовано: 31 марта 2021 в 21:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД