Наталья Крайс
Организация работы с родителями по формированию речевых компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это бесценный дар, который преподнесла человеку природа. Речь осуществляет взаимодействие людей. Только через общение с другими людьми человек способен реализовать себя как личность. Речь выполняет ряд функций: общения, познания и социального взаимодействия. Но стоит отметить, что говорить могут практически все люди, а говорить правильно лишь немногие. Для появления и становления речи природа отводит человеку небольшой отрезок времени – это ранний и дошкольный возраст. Именно этот период становится благоприятным для развития устной речи, закладываются основы для письменных форм речи (письмо и чтение) и последующего речевого развития ребёнка. Сегодня проблема речевого развития детей продолжает оставаться актуальной, так как число детей с различными видами речевых нарушений неуклонно возрастает. У детей отмечается не только нарушение отдельного компонента речи, например, звукопроизношения, но и комплексное отставание речевых компонентов. Как показывает практика, есть дети, которые поступают в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут стать следствием неуспеваемости учащихся. Поэтому не стоит забывать, что дошкольный возраст является уникальным и решающим в развитии ребёнка.
Публикация «Организация работы с родителями по формированию речевых компетенций» размещена в разделах
Опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми - это результат недостаточной родительской компетентности, в том числе и в области речевого развития дошкольников. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах речевого развития дошкольников, вынуждены строить предположения, пользоваться подсказками других людей, которые, иногда неправильно влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. Этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение, как важнейшее условие становления родительской компетентности в детском саду.
Выделяют типы семей с низким потенциалом воспитания детей:
1. Педагогически несостоятельные родители : они проявляют определенную активность в воспитании детей, но их воздействия непоследовательны и неосновательны. Внутрисемейное общение носит ограниченный характер. Общеобразовательный уровень родителей невысокий. Часто родители воссоздают семью, в которой воспитывались они сами.
2. Педагогически пассивные родители : они не проявляют активности в воспитании ребенка. Часто отношения между родителями напряженные. Внутрисемейные отношения носят деструктивный характер.
3. Антипедагогические родители : они своим поведением и отношением формируют отрицательные наклонности у детей, неуважительное отношение к другим людям, к моральным нормам. В семье доминируют меркантильные интересы.
Под понятием родительской компетентности в области речевого развития дошкольников сегодня понимают следующее:
- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности;
- способность решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности по развитию речи, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей;
- возможности создания условий, где дети получают поддержку взрослого в области речевого развития дошкольников;
- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области речевого развития дошкольников;
-способность родителей организовать семейную деятельность по формированию у ребенка правильной речи.
Понятия, описывающие компетентность родителей, в области речевого развития дошкольников:
1. Педагогическая культура родителей определяется : компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит основой воспитательной деятельности родителей. Основные аспекты проявления:
-понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
-практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
-осуществление воспитательной деятельности;
-знания о развитии, воспитании, обучении детей.
Источник: социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции.
2. Педагогическая грамотность родителей : комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу.
-знание мотивации субъекта;
-понимание особенностей психической деятельности;
Источник: социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического просвещения родителей, результатом профессионального образования и самообразования родителей.
3. Эффективные родители : когда существует в семье система приемов и методов воспитания, позволяющих достигать значимых продуктивных результатов в воспитании ребенка, в его речевом развитии.
Основные аспекты проявления:
-система взаимодействия родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания. Источником являются:
- социальный и профессиональный опыт;
- дополнительное образование родителей (тренинги, практикумы);
- самообразование.
4. Педагогическая компетентность родителей определяется качеством образованности родителей, выражающееся как система ценностных оснований социокультурных и семейных традиций в воспитании ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка в развитии речи. Основные аспекты проявления: взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей развития речи ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических, педагогических, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания. Источником педагогической компетентности служат все вышеперечисленные.
Это позволяет определить «педагогическую компетентность родителей» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринять усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания родителя. Таким образом, педагогическую компетентность родителей в области речевого развития дошкольников можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развитии ребенка в области речевого развития.
Взаимодействие с родителями по развитию речи старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.
1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).
2. Досуговые формы организации общения с родителями. Досуговые формы общения призваны установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам легче устанавливать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только в том случае, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. К досуговым формам работы можно отнести совместные с родителями тематические развлечения («Играем – речь развиваем», литературные вечера (по творчеству детских писателей, фольклорные праздники («Посиделки», работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей, конкурсы детско – родительских поделок («Живая буква», конкурс сочинений («В мире сказок»).
3. Наглядно-познавательные формы организации общения. Данные формы работы призваны повысить педагогическую культуру родителей, способствуют изменению взглядов на роль речи во всестороннем развитии ребёнка. Наглядно-познавательные формы позволяют знакомить родителей с методами и приёмами речевого развития в ДОУ и условиях семьи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, материал родительского уголка, организацию выставок и т. д. Основная цель данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами речевого развития детей в детском саду (группе). К ним можно отнести: запись на магнитофон (диктофон) бесед с детьми, видеозапись различных мероприятий (НОД, литературные вечера, игры-драматизации и др., фотографии, стенды, ширмы, папки – передвижки. На информационном стенде можно оформить «Речевой уголок» («Речевичок», «Говорим правильно», где вниманию родителей педагоги помещают информацию о формировании речевых навыков детей, рекомендации учителя – логопеда (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и упражнения на развитие фонематического слуха, знакомят родителей с новой лексической темой и дают рекомендации по закреплению данного материала. В разделе «Играем дома» родители могут узнать, какие игры и упражнения способствуют речевому развитию детей. Обязательно на стенде размещают информацию о достижениях детей.
4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.
При взаимодействии с родителями необходим индивидуальный подход:– ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.
1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева - Москва, 2007
2. Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] / Педагогическое мастерство: материалы III Международной. научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва, 2013. - с. 52-54.
2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие для методистов, воспитателей и родителей. / авт. -сост. С. В Глебова. Воронеж, 2005.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие. М., 2006.
4. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
5. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. М., 2009.