Любовь Юдина
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке. Экскурсия «Зимняя река»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.
Публикация «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке, Экскурсия „Зимняя река“» размещена в разделах
- Зимние поделки
- Зимние прогулки и наблюдения
- Реки и озера
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т. е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий, но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.
Для достижения поставленных задач мы использовали различные формы работы с детьми :
Наблюдение на участке детского сада за образованием льда на лужах, за снегопадом, поисковая ситуация «Как живет трава под снегом».
Экскурсия на реку Гумбейка в весенний период времени.
Беседы о временах года, свойствах воды, реке Гумбейка.
Чтение произведений о родном крае, о природе зимой.
Рассмотрение иллюстраций «Река зимой».
Проведение опытов со льдом.
Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по деревне.
Следовательно, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Экскурсия «Зимняя река».
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование представлений детей об изменениях воды в зимнее время.
Образовательные задачи:
• Формировать представление детей о состоянии воды в реке.
• Реалицация национально-регионального компонента
• Выявить, есть ли жизнь в реке зимой.
Развивающие задачи:
• Развивать наблюдательность и интерес к объекту.
Воспитательные задачи:
Познакомить с правилами поведения на реке зимой.
Показать красоту зимнего речного пейзажа.
• Привить интерес к культуре и природе родного края.
Активизация словаря: лед, тонкий, хрупкий, толстый, прорубь, стужа, рыба, рыбак, ловят, лыжи, коньки, удочка, льдобур, кыш, желга.
Предварительная работа :
Наблюдение на участке детского сада за образованием льда на лужах, за снегопадом, поисковая ситуация «Как живет трава под снегом».
Экскурсия на реку Гумбейка в весенний период времени.
Беседы о временах года, свойствах воды, реке Гумбейка.
Чтение произведений о родном крае, о природе зимой.
Рассмотрение иллюстраций «Река зимой».
Проведение опытов со льдом.
Ход экскурсии:
Орг. момент (в группе)
Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня отправимся на экскурсию, а куда узнаете, отгадав загадку
Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Дети. Река.
Воспитатель. Правильно, это река.
Как называется река нашего края? / Река называется Гумбейка.
А как на нагайбакском языке звучит Гумбейка? / Гумбэй
Гумбейка — одна из самых крупных рек на юге Челябинской области. Протяженность реки – 202 километра. Гумбейка полностью протекает в пределах Челябинской области. Протекает по территории Верхнеуральского, Нагайбакского и Агаповского районов. Гумбейка — речка степная, в засушливое лето маловодная, местами пересыхающая. Однако в весеннее половодье она разливается так, что зачастую затопляет окрестные деревни. В реке водятся окунь, ротан, щука, ёрш, карась, голавль, лещ.
Воспитатель. Перед тем, как отправиться в путь, давайте вспомним какое сейчас время года? / Зима. Скажите по нагайбакски. / Кыш.
-А какие зимние месяцы вы знаете? / Декабрь, январь, февраль.
- Какие изменения в природе происходят в зимний период времени?/ Становится морозно, день становится короче, выпадает много снега, замерзает лед на речке и т. д.
- На берегу Гумбейки много снега. Все растения, которые росли рядом укрыты снегом, многие животные спрятались от холода, птицы улетели в теплые края. В народе говорят, что река «заснула», все замерзло. Полюбуйтесь, как красива зимняя природа и зимняя река! Я хочу прочитать вам отрывок стихотворения :
….
По краю Нагайбакскому
Течет уж много лет
Речушка та прекрасная
И краше её нет.
Гумбейка- главная река
На всей большой земле…
Возможно мой прослушав стих
Вы возразите мне.
Ход экскурсии
Педагог с детьми подходит к берегу реки
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и угадайте ее.
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло (Лёд)
Беседа
- Верно! А что такое лед? / Это замерзшая вода
- Ребята, помните, мы ходили на экскурсию к реке весной? Что вы видели тогда? / на реке было течение, на берегу были огромные льдины.
- Что же стало с рекой сейчас, что изменилось? / На берегу лежит снег, а вода в реке замерзла.
- Когда на реке появляется лед?/ Когда «ударяет» мороз.
-Ребята, давайте по скользим по льду.
-Как вы думаете, почему люди зимой ходят по реке? Не пользуясь мостом, катаются на коньках и лыжах? / Река замерзла.
- Потрогайте лед, какой он на вид и на ощупь?/ Красивый, прозрачный, тонкий, толстый, гладкий, шершавый, холодный, твердый, крепкий и т. д.
-Есть ли жизнь в реке зимой? А как же рыбы, насекомые, растения? Как вы думаете? Как определить это?
-Подо льдом есть не замершая вода, там живут рыбы. Водяные жители благодарны морозу за ледяную крышку, которая защищает их от зимней стужи.
-Посмотрите, на льду сидят рыбаки. Чем они заняты? / ловят рыбу.
-Давайте подойдем поближе и понаблюдаем за ними.
-Что в руках у рыбаков?/ удочка
-Чем делают лунки рыбаки? /Ледобур
-Как одеты рыбаки?/ Куртка,шапка.
-Чтобы поймать рыбу, рыбаки сверлят во льду лунки. Эти лунки помогают и рыбам, облегчают дыхание, ведь через толщу льда свежему воздуху пробраться в воду трудно, а через лунки - легко.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Покажите-ка дети»
«Курсетыгыз эле, баллалар»
-Ничек кошлар очалар? Покажите -ка дети, как птицы летают?
-Ничек карлар яуалар? Покажите-ка дети, как снег падает?
-Ничек жиллер урелер? Покажите-ка дети, как ветер дует?
-Ничек карлар корилер? Покажите-ка дети, как снег чистят?
-Ничек чангы шуалар? Покажите-ка дети, как санки катятся?
-Ничек утын яралар? Покажите-ка дети, как дрова рубят?
- Давайте, напомним друг другу о правилах по ведения на льду:
• Не выходи на лед в одиночку;
• Не проверяй прочность льда ногой без надобности;
• Осторожно! Под снегом могут быть трещины;
• Если под тобой затрещал лед, плавно перекатывайся от опасного места;
• При переходе по льду в незнакомом месте, держись нахоженных тропинок;
• Переходить водоем по льду можно только при хорошей видимости;
• Не отрывай подошвы ото льда, иди мелким скользящим шагом;
• Идти осторожно, проверяя перед собой лед;
• Если лед проломился, и ты попал в воду, кричи, зови на помощь
- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Мороз Красный нос»
На двух противоположных сторонах обозначаются два дома. В одном из домов становятся играющие. Посередине встает водящий — Мороз-Красный нос. Он говорит слова:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После слов дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз их догоняет и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
«След в след»
Играть можно с одним ребенком или небольшой компанией. Эта игра развивает координацию движений, учит ребенка сознательно управлять своим телом. На снегу взрослый оставляет цепочку следов. Ребенку предлагают пройти по этим следам, не заступая за них.
Свободная деятельность детей (катание на санках, ледянках)
- Понравилась вам зимняя речка? / Ответы детей
- Предлагаю запечатлеть на память зимнюю реку и поместить фото в уголке «Наша Родина»
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
-Как называется наша река?
-Какие изменения произошли с речкой и почему?
Возвращение детей в детский сад:
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься (Лёд)
В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь)
Летом весело шумит,
А зимой под толстым покрывалом спит. (Река).
Жей куну агыб ята
Кыш ка буз булып кота. (Желга)
В группе предложить нарисовать то, что увидели интересного на экскурсии.
Список литературы
Нормативные документы
1. СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденный приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от от 15 мая 2013 г.
2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» утвержденный приказом №1155 Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 г.
3. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез,2010.
Учебно-методические пособия, статьи, монографии
5. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке// Дошкольное воспитание. 1996.№ 2
6. Васильева А. И. и др. Старший воспитатель детского сада. - М. : Просвещение, 1990. - 143 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер,2013.-464 с.
8. Зуйкова М. Б. Режим - путь к здоровью// Управление ДОУ. 2006. № 1.
9. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012.-287 с.
10. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 2007.- 208 с.
11. Кравченко И. В. ,Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.
12. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333 с.
13. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-192 с.
14. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез,2008._ 112 с.