Базарова Наталия
Организация работы родительского клуба «Логопедическая шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы Родительского клуба «Логопедическая шкатулка»
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения. Семья для ребенка – одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Публикация «Организация работы родительского клуба „Логопедическая шкатулка“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Коррекция речевого дефекта требует очень большого участия со стороны родителей, которые в домашних условиях могут оказать ребенку помощь в преодолении речевых дефектов. ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Учителя-логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем.
* Педагогическая пассивность родителей : непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку в детском саду и семье.
* Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами.
* Отсутствие должного уровня психолого-педагогический знаний у родителей.
Известно, что только тесный контакт в работе специалистов и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. В связи с этим целесообразно организовать работу с родителями в групповой форме. Поэтому возникла необходимость организовать Родительский клуб «Логопедическая шкатулка».
Участники клуба : учитель-логопед, дети и их родители (законные представители).
Цель создания клуба «Логопедическая шкатулка» – активизация родителей, совместное решение коррекционных и педагогических задач, направленных на повышение эффективности логопедической работы с детьми в детском саду и в семье.
Задачи:
* установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
* повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка;
* формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
* помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, для того чтобы создать для ребёнка ощущение комфорта и защищённости в семье;
* воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Для целенаправленной и систематической работы клуба «Логопедическая шкатулка» было составлено планирование с указанием формы, цели и темы работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май).
Принципы работы Клуба :
* системность;
* добровольность;
* компетентность;
* соблюдение педагогической этики;
* удовлетворение познавательного интереса;
* отказ от критики участников Клуба.
Формы работы Родительского клуба «Логопедическая шкатулка»
* Родительские собрания
Цели:
* повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
* привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, речевого развития и воспитания детей.
• Родительские тренинги
Цели:
* раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речи детей;
* раскрыть возможности переноса полученных знаний на тренинге в условия семейного воспитания.
• Открытые занятия
Цель:
* демонстрация учителем-логопедом основных приёмов и методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, а также отслеживание динамики успешного продвижения детей, сравнение с прежними результатами.
• Совместные занятия родителей с детьми
Цель:
* развить у родителей потребность собственного участия в преодолении речевых проблем ребёнка.
• Дни открытых дверей и выпускные утренники
Цель:
* своеобразные экскурсии, которые позволяют родителям ближе познакомиться со специалистами, их функциями.
• Индивидуальная работа с родителями : консультации и беседы
• Наглядно-информационные формы
План работы Родительского клуба «Логопедическая шкатулка»
на 2020 – 2021 учебный год в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Месяц Мероприятие
Сентябрь 1. Знакомство с родителями. Индивидуальные встречи.
Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе, стимулирование их активности (анкетирование).
2. Родительское собрание на тему : «Результаты обследования детей».
3. Оформление стенда «Родителям о речи ребёнка» («О нормальном речевом развитии ребёнка»).
4. Консультация на тему «Развитие речи дошкольника»
Октябрь 1. Консультация на тему «Хорошо ли быть левшой?»
2. Проведение семинара-практикума на тему «Артикуляционная гимнастика».
3. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
4. Организация выставки «Полезные игры».
Ноябрь 1. Оформление стенда – «Родителям о речи ребёнка» («Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей»).
2. Родительский тренинг «Подготовка к обучению грамоте».
3. Открытые индивидуально-подгрупповые занятия по автоматизации звуков.
4. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
5. Консультация на тему «Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника»
Декабрь 1. Оформление стенда «Родителям о речи ребёнка» (Если ребёнок плохо говорит. Медицинское обследование ребёнка с речевой патологией»)
2. Консультация на тему «Закрепление у детей навыков связных высказываний».
3. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
4. «Круглый стол» для родителей «Развитие речи ребёнка в повседневной жизни».
Январь 1. Оформление стенда «Родителям о речи ребёнка» (Общее недоразвитие речи).
2. Родительское собрание на тему «Итоги работы за первое полугодие».
3. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
4. Консультация на тему «Виды домашних заданий по развитию связной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР».
Февраль 1. Консультация на тему «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
2. Оформление стенда «Родителям о речи ребёнка» (Задержка речевого развития. Алалия)
3. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
4. Родительский тренинг «Обучение чтению».
Март 1. Консультация на тему: «Умеет ли ваш ребёнок ориентироваться на листе бумаги?»
2. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
3. Совместное с родителями занятие «Мамин день».
4. Семинар-практикум «Звуко-буквенный анализ и синтез».
Апрель 1. Консультация на тему «Всё для хорошего письма в школе»
2. Оформление стенда «Родителям о речи ребёнка» (Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие).
3. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
4. Организация выставки «Книги – наши помощники».
Май 1. Родительское собрание на тему «Итоги обучения за год».
2. Каждый четверг месяца – День открытых дверей.
3. Консультация на тему: «Культура речевого общения».
4. Выпускной утренник «Праздник правильной речи».