Анна Денисова
Организация работы по краеведению
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Публикация «Организация работы по краеведению» размещена в разделах
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделала колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческих студий в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
На занятиях по краеведению дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий, в парк.
Цель краеведения – всестороннее изучение родного села, города Якутска, Республики Саха (Якутия, России.
Задачи:
o научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
o пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
o воспитывать уважение к культуре других народов;
o формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
o пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
o развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
o приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
o создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
o практические действия с предметами;
o музыкально-театрализованная деятельность;
o самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
o проведение экскурсий самими детьми.
Специально организованная студия краеведения в детском саду должна соответствовать определенным требованиям:
o хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
o целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в такой студии развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному, краю, России.
Содержание материала:
• Альбомы: Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
• Художественная литература (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы и другая символика Республики Саха (Якутия, России.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Формы работы по знакомству детей с родным селом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного села, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества;
4. Познакомить с бытом и традициями родного края, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В группе оформили патриотический уголок с российской символикой. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе нашу Республику Саха (Якутию). Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с селом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем село отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города Якутска и его достопримечательностями, героическими страницами истории.
Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному селу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к родной культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День мам», «9 Мая – День Победы», «День защиты детей» и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду была проведена детско-родительская конференция “Мой родной край», проводятся совместные праздники, походы в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, разного уровня. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Модель выпускника
- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих, любящий и желающий сберечь и преумножить все это;
- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;
- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;
- физически и психологически здоровый.