Оксана Малкина
Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская компетентность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. Но в последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской компетенции у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника.
Публикация «Организация работы по формированию читательской компетентности старших дошкольников» размещена в разделах
Что же такое читательская компетентность? Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста понимается определенный уровень развития: культуры общения ребенка с книгой (наличие представлений о книге и ее назначении, ценностное отношение к книге, сформированные умения наблюдать, исследовать книгу); культуры восприятия прочитанного (эмоциональная реакция на прочитанное, включение воображения в процессе чтения, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы).
Цель работы : создание условий для формирования основ читательской компетентности дошкольников, повышение их интереса и положительного отношения к чтению.
Задачи: приобщить детей и родителей к совместному чтению книг; способность возрождению традиций семейного чтения; содействовать воспитанию интереса дошкольников к детской книге; развивать основы читательской компетентности воспитанников через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации.
Одной из эффективных форм работы по формированию читательской компетентности является создание предметно-развивающей речевой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, в нашей группе создан книжный уголок, в который мы внесла книги о природе, сборники произведений разных жанров, литературной прозы и поэзии и т. д. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
На своих логопедических занятиях для формирования читательской компетентности использую приемы критического мышления. Такие как: аппликационный скрайбинг. При пересказе или рассказе дети затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. А глядя на скрайб-рисунки, ребенок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, существенно увеличивается эффективность процесса запоминания, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Также мне в работе хорошо помогают мнемотаблицы. Цель которых это развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи, составление рассказов по сюжетным картинкам; «что сначала, что потом»-ребенок выкладывает картинки последовательно, а затем мы вместе придумываем небольшой рассказ.
Литературные викторины — форма интеллектуальной работы с дошкольниками, которая требует определенных знаний, представлений у детей по определенной теме. Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы, а педагогам определить степень развития кругозора своих воспитанников.
Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасти, является выразительное чтение вслух. Такой метод способствует созданию у ребёнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать его, вызвать желание вновь слушать знакомое произведение. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определё нные правила: чётко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы.
Особое место занимают литературные досуги и праздники, которые являются кульминационными событиям после знакомства детей с определенными литературными произведениями и обобщают многообразные художественные впечатления детей. Они включают в себя различные виды детской деятельности такие как: театрализованные постановки и драматизации произведений для детей, различные виды театра.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаем внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
Целенаправленная работа по формированию читательской компетентноси у дошкольников позволяет сформировать у детей :
эмоциональную отзывчивость;
активность и объективность читательского воображения;
умение пересказывать;
аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
осмысление художественной формы на уровне детали и
композиции.