Надежда Горбатых
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :
• Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
• Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
• Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи :
- Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
- Развитие социальных умений и навыков поведения.
- Воспитывать позитивное отношение к миру.
Основная идея:
Публикация «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ» размещена в разделах
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Ожидаемые результаты, ребенок выпускник:
• должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;
• дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
• хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;
• рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения;
• знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
• проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
• овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
• ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.
Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Как правило, основная часть родителей воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Практика работы по духовно – нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.
Формы взаимодействия с родителями.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры используются следующие методы:
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации;
• посещения педагогом семей своих воспитанников;
• дни открытых дверей;
• проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
• анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
• индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);
• использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Основные формы работы с детьми.
В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
1. Духовно-образовательное.
Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта
Чтение и анализ художественных произведений. Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ.
Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками
2. Культурно-познавательное. (Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).
В течение года в детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям необходимо подробно разъяснять некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы.
3. Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность). Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту мира: цветов, деревьев, птиц, животных. Таким образом, формирование христианской картины мира у детей происходит не только в процессе теоретического изучения материала, но главным образом в живой практической деятельности.
Духовно-нравственное воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".
Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника» : милосердный, трудолюбивый, добрый, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.