Татьяна Шмелева
Организация прогулок с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Дети, к сожалению, практически не различают многообразия состояний элементов экосферы, таких как земля, вода, воздух, живое и неживое в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремления глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту. Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, наблюдений, игр, опытов.
Педагогические задачи
Публикация «Организация прогулок с дошкольниками» размещена в разделах
- Усвоение новой системы экологических знаний. Формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе.
- Овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
- Формирование не утилитарного, а разумного отношения к экосистеме.
- Формирование знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
- Развитие и обогащение образной памяти, мышления, сенсомоторного интеллекта.
- Формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах.
Знакомство детей со свойствами песка.
Цикл этих занятий – практический: они познакомят детей с опытами, из которых можно понять, какими свойствами обладает простой песок. Песок для опытов следует брать в заведомо чистом месте и обдавать его кипятком. Поместите песок в пластиковый лоток и настройте детей на то, что они – настоящие ученые-исследователи!
Итак:
Опыт «Песчаный конус»
Взять горсть сухого песка и выпускать его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту т занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка, похожее на течение, оказывается
ПЕСОК МОЖЕТ ДВИГАТЬСЯ!
Опыт «Свойства насеянного песка»
Разровняйте площадку сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузим без надавливания в песок заостренный карандаш или палочку (только под воздействием веса). Далее аккуратно положим на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет, например ключ. Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предметов в песке. А теперь встряхните лоток. Пусть песок в нем будет лежать кое-как, навалом. Проделайте с карандашом и ключом аналогичные действия. Результаты этих опытов покажут явные различия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. НАСЕЯННЫЙ ПЕСОК ЗАМЕТНО ПЛОТНЕЕ! Это свойство хорошо известно строителям.
Опыт «Своды и тоннели»
Для этого опыта понадобится трубочка в диаметре чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом осторожно засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается несмятой. Не имеет значения, была она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении.
ПЕСЧИНКИ ОБРАЗЮТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ СВОДЫ! Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми!
Опыт «Свойства мокрого песка»
МОКРЫЙ ПЕСОК нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ, пока не высохнет. Объясните, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.
А теперь на мокром песке можно порисовать тоненькой спичкой или палочкой!
Опыт «Песочные часы»
Покажите детям настоящие песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте им возможность ощутить длительность минуты. Вот, оказывается, какая она большая одна минута!
Если у вас нет песочных часов, то попросите детей набрать в ладошку как можно больше сухого песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыпется весь песок. Вы по своим часам замечаете временной период действия их «часов»
Свойства воды.
Детям будет очень интересно, если опыты они проделают самостоятельно каждый. Для этого необходимо иметь по два прозрачных пластмассовых стаканчика на каждого ребенка и соломинку для размешивания.
Опыт 1
«Вода не имеет формы» и принимает форму того сосуда, в который она налита. Покажите это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомните вместе с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт 2 «Вода не имеет вкуса»
Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан немного соли, в другой сахар, хорошо размешайте и дайте попробовать эти растворы детям. Задайте вопрос : «Какой вкус приобрела теперь вода?»
Опыт 3
«Вода не имеет запаха»
Перед опытом задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» После ответов детей попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из них, но так, чтобы дети не видели (попросите их закрыть глаза, пахучий раствор, например валерианы. «А теперь в каком стакане пахнет вода?»
Опыт 4
«Вода не имеет цвета».
Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и тщательно размешать, чтобы они растворились полностью. Если у вас под рукой только кристаллы марганцовки или краски, проделайте этот опыт у себя на столе. Лучше использовать пищевые красители.
Опыт 5
«Животворное свойство воды»
Заранее нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите большой сосуд, наклейте на него этикетку с надписью «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки (они должны быть с почками, без листочков). После этого поставьте веточки в сосуд с водой и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут.
Опыт 6
«Вода способна смачивать и очищать предметы»
Она – без вкуса, запаха и цвета.
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Возьмите сухую марлевую салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Через некоторое время салфетка промокнет. Объясните детям, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее; точно так же вода будет питать те веточки, которые вы поставили в сосуд с «Живой водой».
Опыт 7
«Испарение»
Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Опыт 8
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если поверхность воды осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, которая поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется. Можно уложить таким способом много скрепок и тем самым изрядно взгорбить поверхность, пока вода не начнет вливаться.
«Как образуются облака».
Возьмите очень мелкий песок-пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как получаются шарики-капельки, т. е. пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды и образуют одну большую каплю-шарик. Или побрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадет на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже целую небольшую лужицу.
В заключении обратите внимание детей на то, что в творении облаков участвуют все наши знакомые герои: Земля-пыль, Ветер-ветрило, Солнце, Капелька.
«Радуга»
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите спектр на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающий свет на его составляющие
Если наблюдать за радугой, то можно предсказывать погоду: высокая и крутая радуга – к ветру, пологая и низкая - к ненастью.
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
Опыт 1
Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух - в стакане появляются пузырьки воздуха.
Опыт 2
Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
Опыт 3
Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, апельсины, хвойную эссенцию и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт 4
Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.
ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?
Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
«А ну-ка, скажи,
Что красивей всего?»
Да, вот так вопрос:
«Что красивей всего?»
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.
Деревья и травы
Сказали в ответ:
«Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет!»
«Да что же прекрасней
Ночной темноты!» Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…
«Леса!» -
Отвечали мне
Волк и Лиса.
Орел свысока процедил:
«Небеса!»
«По моему, море!» -
Ответил Дельфин,
«Мой хвост,
без сомнения!» Крикнул Павлин.
Спрошу Мотылька –
Отвечает: «Цветок!»
Спрошу У Цветка – говорит: «Мотылек!»
Кто славит поля,
Кто – полярные льды,
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды…
А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы…
И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?»