Елена Бойко
Организация предшкольного образования детей из разных социальных групп и слоев населения
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный в годы советской власти Академией образования. Об обязательном обучении дошкольников 5 – 6 лет говорилось еще в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» при детских садах.
Публикация «Организация предшкольного образования детей из разных социальных групп и слоев населения» размещена в разделах
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2013 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Для реализации этой цели Федеральной целевой программой развития образования был предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения». В связи с этим остро встает проблема разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи, и необходимости разработки вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста в условиях специальных групп предшкольного образования на базе дошкольных образовательных тучреждений.
Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном общем образовании. Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе. Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. «Предшкола» - это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.
Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, психологической готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
По статистике за рамками детского сада остаются 52-60% детей. Причины этого явления могут быть разными : состояние здоровья детей, отсутствие дошкольного учреждения по месту жительства, отсутствие мест в дошкольных учреждениях (что на данный момент является наиболее острой проблемой, отсутствие финансовых возможностей у родителей детей.
В современной психолого-педагогической науке выделяют следующие формы организации предшкольного образования :
1) Группы полнодневного пребывания детей в детском саду, реализующих комплексные образовательные программы. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием.
2) Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием.
3) Коррекционные группы в детском саду. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием.
4) Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.
5) Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе.
В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №25 г. Белгорода организован психолого-педагогический консультативный пункт для неорганизованных детей микрорайона и их родителей на бесплатной основе.
На наш взгляд, главная цель организации психолого-педагогического консультативного пункта – обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу, а также формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации будущих первоклассников к школе и успешного обучения в начальных классах.
Основные положения, на которых строится работа психолого-педагогического консультативного пункта:
1) Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в психолого-педагогическом консультативном пункте;
2) Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года;
3) Индивидуальный подход к каждому ребенку и в каждой семье на основе учета их интересов, способностей, возможностей;
4) Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогический консультативный пункт представлен системой работы с неорганизованными детьми микрорайона. Вся деятельность консультативного пункта базируется на разработанном Положении о психолого – медико – педагогическом консультативном пункте для неорганизованных детей микрорайона (См. Приложение 1). С детьми занимаются педагогические работники МБДОУ на основании разработанной общеобразовательной программой в соответствии с федеральными государственными требованиями.
На основании запроса родителей в соответствии с расписанием психолого-педагогический консультативный пункт работает 3 раза в неделю: понедельник, среда и пятница с 13.00 до 14.00.
Во время организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми присутствуют и принимают активное участие их родители. Или с детьми проводят непосредственно образовательную деятельность, а родители получают индивидуальные консультации специалистов детского сада. Основная цель – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками психолого-педагогического консультативного пункта, что в свою очередь решает задачу социализации детей, и в дальнейшем успешной адаптации к условиям школы.
Внимание к вопросу о подготовки детей к поступлению в первый класс связано с желанием государства создать необходимые условия для более успешной адаптации детей к новым условиям школьной жизни. Таким образом, предшкольное образование есть реализация идеи становления и развития личности ребенка и должно рассматриваться как образование осуществляемое на базе образовательных учреждений разных типов и видов, реализующее развивающее, личностно-ориентированное и здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении.
На протяжении работы психолого – медико – педагогического консультативного пункта выпущенные дети имели возможность беспрепятственно начать обучения в школе, имея необходимый багаж знаний, умений и навыков, которые получили во время взаимодействия с педагогами МБДОУ, а также безболезненно прошли адаптационный период в начальной школе.