Анастасия Николаева
Организация предметно-развивающей среды группового пространства по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чароит»
«Организация предметно - развивающей среды группового пространства по патриотическому воспитанию.»
Подготовила: воспитатель
Николаева А. С
Красногорск, 2024г.
Условием эффективного развития ребенка является удовлетворение его базовых потребностей. К таким потребностям дошкольника можно отнести:
- потребность в общении;
- потребность в разнообразной активности;
Публикация «Организация предметно-развивающей среды группового пространства по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- потребность в познании окружающего мира
- потребность в понимании и признании
- потребность в самореализации.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно – патриотическое воспитание детей - это организация предметно - развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т. е. среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Если такое пространство организовано как развивающее ум, сердце и душу ребенка, обогащает опыт общения и деятельности, то оно является эффективным средством раскрытия, стимулирования и поддержки индивидуальности ребенка до школы, целостного развития по таким направлениям, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
РППС группы является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
В ФГОС ДО РППС рассматривается как необходимое условие реализации образовательной программы, которое обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, имеющихся материалов, оборудования для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
В ФОП ДО РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей.
РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка; она является своего рода организатором детской деятельности, помогает воспитателю полноценно реализовать образовательные цели. Такое значение предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к её организации.
«Федеральная образовательная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС».
Развивающую предметно-пространственную среду в своей группе я постаралась сделать насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Её содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития». Для развития нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в группе создан патриотический центр. В центре разместили достопримечательности города, страны, герб, флаг, символика, карта страны, глобус, животный и растительный мир, стихи и рассказы о Родине.
А также решая задачи патриотического воспитания разместили имеющийся материал в разных местах группы (центрах). Например, в центре «Театр» : маски, костюмы героев сказок, народные костюмы. Дети играют и приобщаются к народной культуре.
В центре развития речи: книги про Россию, русско-народные сказки, дидактические игры: «Закончи предложение», картотека пословиц и поговорок, матрешки.
В математическом центре предлагаем поиграть с автодидактическим материалом: сравнить по размеру матрешки и посчитать чебурашек. Для того, что дети могли наглядно различить их по величине, объему.
В группе у нас есть замечательный коврограф. На нем разместили дидактические игры: «Наряди куклы в национальные костюмы», «Собери пазл - символику России».
И еще хотим познакомить с ширмой -передвижкой «Русская изба-современная комната». С помощью этой ширмы-передвижки дети изучили старые атрибуты быта и сравнили с современными. Ширму-передвижку можно использовать по-разному. Можно ее использовать на разные темы: «Времена года», «Космос», «Театр» и т. д.
Именно воспитатель наряду с детьми является автором среды.
Притча. «Жил мудрец, который все знал. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая.» А сам думает: «Скажет живая- я ее умертвляю, скажет мертвая- выпущу.» Мудрец, ответил: «Все в твоих руках.» И действительно, все в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в наших руках.