Иванютина Людмила Борисовна
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Академия чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности «Академия чудес» с детьми подготовительной группы
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы „Академия чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
• обучение самостоятельному планированию исследовательской деятельности : постановке целей, построению алгоритма действий, прогнозированию результатов.
Развивающие:
• Развивать практические действия в процессе экспериментирования;
• Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов практической деятельности;
• Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки;
• Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
• Поощрение инициативности и независимости в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию;
• Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде;
• Воспитание аккуратности и ответственности в работе через выполнение трудовых поручений.
Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о сахаре и его свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Как производят сахар».
• Чтение художественной литературы, где речь идет о сахаре; пословицы.
• Наблюдение «Где дома применяется сахар»
• Беседы о пользе молока для детского организма, о разнообразии молочных продуктов.
• Чтение художественной литературы о домашнем животном корове, молоке и молочных продуктах.
• Рассказы и сказки: Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», «Как старик корову продавал», «Сказка про молоко», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Э. Успенского «Трое из Простоквашино и др. Загадки, пословицы и поговорки про молоко.
• Стихи: «Цветное молоко» В. Орлов.
• Мультипликационный фильм «Ласкутик и облачко», «Фиксики, о молочных продуктах».
• Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
• Беседы о видах вулканов
• Просмотр презентаций «Извержение вулкана»
• Чтение детских энциклопедий
• Изготовление макета вулкана.
• Просмотр мультфильмов про вулканы: Леонардо 1 сезон, 10 серия «В жерле вулкана», «Извержение вулкана».
Оборудование:
• белый халат для воспитателя.
• макет вулкана, ложечка, пищевая сода, моющее средство, уксус;
• молоко, пробирки с водой разных цветов, ватные палочки, средство для мытья посуды, одноразовые тарелки;
• глубокая тарелка, кубики сахара, стакан воды, окрашенная пищевым красителем.
• Интерактивная доска.
Индивидуальная работа: помощь детям, которые затрудняются в выполнении опыта, словесные инструкции.
Предполагается следующий результат:
• повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности;
• проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок склонен наблюдать и экспериментировать;
• умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
• умение пользоваться инструментами и технологиями;
• совместное обдумывание и обсуждение, терпимость к другому мнению, самодисциплина.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1 этап:
Содержание Обратная связь на высказывания детей
Воспитатель:
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию «Академия чудес». Там вы узнаете много нового и интересного.
Ребята, а чудеса начинаются прямо сейчас. Готовы?
А сейчас скажем волшебные слова:
Как вы думаете, где мы оказались? (Приложение №1).
Вы знаете, что такое лаборатория?
Правильно. Лаборатория - это специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты, чтобы убедиться в правильности своих предположений.
Мы с вами сегодня научимся творить чудеса.
Как вы думаете, какие правила надо
соблюдать в лаборатории?
Вы будете соблюдать эти правила.
Не будем терять время, начнем!
- встали в круг;
- идут на право;
- идут налево;
- идут в центр;
- возвращаются в круг;
- улыбаются друг другу.
- Готовы
-топни, хлопни, повернись, и в ученых превратись.
-В лаборатории (Слайд №2)
Лаборатория - это место, где проводят опыты. (Слайд №3)
1. В лаборатории нужно вести себя тихо.
2. Ничего не брать в рот.
3. Приступать к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
4. Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
5. Внимательно слушать.
6. Содержать свое рабочее место в чистоте. (Слайд №4)
- Будем обязательно!
2 этап:
Содержание Обратная связь на высказывания детей
Я приглашаю вас к своему опытному столу. Отгадав загадку, вы узнаете, с чем же мы сейчас с вами будем экспериментировать!
В каждой кухне есть песочек
Всем хозяйкам он дружочек
Он в воде горячей тает
И компот он подслащает (сахар)
Правильно. А кто знает, какими свойствами обладает сахар?
Чтобы узнать, верны ли ваши рассуждения, проведем опыт.
Опыт №1
Для него нам понадобиться: сахар – рафинад, глубокая тарелка, окрашенная вода.
Ход опыта: нальем окрашенную воду в глубокую тарелку, опустим в нее кубики сахара. Понаблюдайте, что происходит? Что произойдет, когда сахар пропитается водой полностью?
Правильно. С помощью нашего эксперимента о каких свойствах сахара вы узнали?
Молодцы, ребята.
- Сахар (Слайд №5)
- Он растворяется в воде;
- Имеет сладкий вкус;
- Может окрашиваться.
- Сахар окрасится в красный цвет;
- Сахар впитает воду;
- Сахар растворится в воде
-Сахар может растворяться, окрашиваться, впитывать воду.
(Слайд №6)
3 этап:
Содержание Обратная связь на высказывания детей
Посмотрите на экран, что вы видите?
А на чем рисунок нарисован вы узнаете, отгадав загадку:
Белый цвет оно имеет,
Пьёт его кто, не болеет,
С детства вкус его все знают,
При болезнях помогает.
Нам его даёт корова,
Вы назвать его готовы? (Молоко)
На чем же нарисован этот рисунок?
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах.
Кто же из вас прав? Давайте проверим ваши предположения с помощью следующего опыта.
Опыт №2
Что нам понадобится для опыта?
Правильно.
Ход опыта:
В молоко поместим немного окрашенной воды одного цвета, затем другого. Как вы думаете, что будет происходить? (наблюдаем за изменениями, происходящими с молоком).
А теперь ватную палочку обмакиваю в средство для мытья посуды и опускаю в центр тарелки.
Что мы видим?
А теперь, я предлагаю вам стать настоящими художниками и занять свои рабочие места.
Ну что, кто же оказался прав? Какой вывод мы сможем теперь сделать?
Костя, после проведения опыта, мы убедили тебя, что на молоке можно рисовать? -Рисунок, узоры, картину.
(Слайд №7)
- Молоко.
- На молоке.
Костя: нельзя, потому что краска растворяется в воде
Лиза: Можно, краска останется сверху и получится рисунок.
- Молоко, окрашенная вода, ватная палочка, средство для мытья посуды.
- На молоке появились разноцветные пятна.
- Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна
Самостоятельное проведение опыта детьми
- На молоке можно рисовать.
Да.
Мы с вами хорошо поработали. А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю сделать разминку.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Улыбнулись.
- Потянулись вверх.
- Поднятие и опускание плеч.
- Повороты влево, вправо.
- Наклон.
- Приседания.
- Бег на месте.
Воспитатель: послушайте следующую загадку.
Он спит, его Ты не буди,
Уж очень сильно разозлится,
Он сразу бурно закипит,
И дым начнет из него виться. (вулкан)
-Ребята, а на что похож вулкан?
А чем же отличается вулкан от горы?
Вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость- магма, которая при извержении выходит на поверхность и превращается в лаву.
Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
Опыт №3
Мне для этого понадобится: пищевая сода 2 ложки, краситель, немного добавляю моющего средства. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – один стакан уксуса. Уксус – это жидкость с резким запахом, с ней надо работать осторожно. Наливаю его в «жерло» вулкана. И посмотрите, что же получается?
Это происходит из-за взаимодействия веществ: уксуса и соды.
Какой мы можем сделать вывод?
- Вулкан (Слайд №8)
- На гору.
- Вулкан извергается.
- да
Вулкан просыпается и начинает извергать лаву. (Слайд №9)
- при взаимодействии веществ соды и уксуса происходит реакция;
- сода начинает пениться.
- Ребята, наше увлекательное путешествие подошло к концу. Я приглашаю вас на научный совет.
Ребята, что вы сегодня узнали интересное?
А какой опыт вам запомнился больше всего?
А какие трудности вы сегодня испытали?
Всем спасибо, на этом наша лаборатория закрывается до новых экспериментов. А сейчас пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.
Спасибо, ребята за увлекательное путешествие!
- сахар может окрашиваться, впитываться и растворяться в воде;
- на жидких материалах можно рисовать;
- вещества при взаимодействии с водой дают реакцию.
- Извержение вулкана;
- рисование на молоке;
- окрашивание сахара.
- Возникли трудности с использование пипетки.
Хлопни, топни, повернись
В детский сад ты возвратись
Методические рекомендации к проведению НОД по познавательному развитию на тему : «Академия чудес»
для детей подготовительной группы
• Беседа с детьми «Что мы знаем о сахаре и его свойствах?»;
• Просмотр презентации на тему: «Как производят сахар»;
• Чтение художественной литературы, где речь идет о сахаре; пословицы;
• Наблюдение «Где дома применяется сахар»;
• Беседы о пользе молока для детского организма, о разнообразии молочных продуктов;
• Чтение художественной литературы о домашнем животном корове, молоке и молочных продуктах;
• Рассказы и сказки: Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», «Как старик корову продавал», «Сказка про молоко», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Э. Успенского «Трое из Простоквашино и др. Загадки, пословицы и поговорки про молоко;
• Стихи: «Цветное молоко» В. Орлов;
• Мультипликационный фильм «Ласкутик и облачко», «Фиксики, о молочных продуктах»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;
• Беседы о видах вулканов;
• Просмотр презентаций «Извержение вулкана»;
• Чтение детских энциклопедий;
• Изготовление макета вулкана;
• Просмотр мультфильмов про вулканы: Леонардо 1 сезон, 10 серия «В жерле вулкана», «Извержение вулкана».