Tамара Пономаренко
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя МАДОУ № 31 Фоменко Ирины Сергеевны
СЛАЙД №1
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются специальные программы, реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. Помимо этого, качество образовательного процесса определяется применяемой методикой, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы прекрасно справляемся с помощью организации опытно – экспериментальной работы с дошкольниками.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» размещена в разделах
СЛАЙД № 2
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
СЛАЙД № 3
Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
СЛАЙД №4
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
Главная цель экспериментирующего обучения представлена на слайде.
СЛАЙД №5
В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. В группе оборудована мини – лаборатория, в которых имеются различные центры.
СЛАЙД №6
В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.
СЛАЙД №7
Центром экспериментирования являются познавательные занятия. Они тщательно готовятся мною, определяются цели, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект для исследования, а также пути решения поставленных задач.
СЛАЙД № 8
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
СЛАЙД №9,10
Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.
СЛАЙД № 11,12
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь. Но, хотелось отметить, что опытно – экспериментальная деятельность у моих воспитанников очень популярна.
СЛАЙД №13, 14, 15
Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.