Наталья Шитикова
Конспект НОД детей в подготовительной группе «По ступенькам финансовой грамотности«
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе
по теме: «По ступенькам финансовой грамотности посредством квест-игры»
Автор: Шитикова Наталья Викторовна воспитатель МБДОУ №20 г. Михайловск Ставропольского края
Публикация «Конспект НОД детей в подготовительной группе „По ступенькам финансовой грамотности„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи; развивать внимание, память, мышление; закреплять сущность понятий «монета», «купюра», «наличные деньги», «доход и расход», продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы.
Задачи ОО в интеграции:
Художественно-эстетическое развитие: учить коллективно создавать поделку из фетра своими руками по схеме; развивать конструктивное и пространственное воображение, глазомер; воспитывать аккуратность, интерес к творчеству.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Физическое развитие: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений; воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Речевое развитие: расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей.
Предпосылки учебной деятельности: приобретут умения бережно и экономно распоряжаться деньгами.
Индивидуальная работа: дидактическая игра «Доход – расход», беседа «Совместное составление правил обращения с деньгами».
Предварительная работа: беседа: «Кем работает моя мама», чтение пословиц и поговорок, дидактические игры «Можно и нельзя купить», «Где живут деньги?», сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Семья», просмотр мультфильмов «Азбука денег тетушки Совы».
Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, демонстрационный материал, мольберты
Оборудование для детей : раздаточный материал
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Теперь возьмемся за руки. Я прочитаю для вас стихотворение. Если вы его знаете, можете говорить со мной.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Я сегодня ребята получила видео письмо, давайте посмотрим его вместе?
(Здравствуйте. Сегодня мама отправила меня в магазин за хлебом. Я положил деньги в карман и потерял их. Вот если бы у меня был кошелек, этого бы не случилось.)
В: Ребята, как жалко мальчика, а что мы можем сделать для него? (подарить кошелек)
Но для того, чтобы мы смогли подарить ему кошелек, нам надо пройти несколько испытаний и открыть шкатулку. Но ключ от этой шкатулки почему-то сломался и нам надо его собрать. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть ключа.
В: Давайте присядем на стулья.
В: -А теперь, подумайте и скажите, что такое деньги?
Дети: Это знаки, которые обозначают стоимость предмета.
В: Ребята, а где ваши мамы и папы обычно складывают деньги чтобы не потерять? (В кошельке)
Воспитатель: Посмотрите, у меня тоже есть кошелек. А вам интересно узнать, что внутри? Давайте скорее посмотрим! (Воспитатель достает монеты. Дети рассматривают монеты.)
Воспитатель: Что это такое? Правильно, монеты. Что вы можете сказать о монетах? Какие они? (Круглые, металлические)
Воспитатель: Монеты какого достоинства вы знаете?
Воспитатель: Смотрите ребята, в кошельке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это. (Воспитатель достаёт купюры).
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Это купюры. А какие они? (бумажные).
Воспитатель: Купюры так же, как монеты бывают разные и имеют свою стоимость или новым для вас словом НОМИНАЛ. Кто может назвать, какого номинала купюры бывают?
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Деньги, которые лежат у нас в кошельке в наличии, называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас нет в наличии, они находятся на лицевом счете в банке. А вы знаете, как их можно обналичить? (Их можно обналичить через банкомат, с помощью пластиковых карт). Вы видели такие карточки у своих родителей? А когда вы пойдете в школу, у вас тоже будут такие карточки, только они называются детскими.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, как появляются деньги у людей?
Дети: Получают зарплату.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, за что платят зарплату?
Дети: Деньги люди получают за хорошо выполненную работу.
Воспитатель: Верно. Ваши мамы и папы получают зарплату за выполненную работу.
Ребята, ваши бабушки и дедушки тоже работают, когда наступит определенный возраст, они выйдут на заслуженный отдых и государство будет им перечислять выплаты. Кто из вас знает, как называются эти выплаты? («пенсия»). Может быть у кого-то из вас есть старенькие бабушка и дедушка, которые уже получают пенсию?
А ещё ребята, у кого-то в семье есть старший брат или сестра и они учатся в училище, техникуме или институте, то государство им за хорошую учебу выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом – «стипендия».
Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата или сестры, то получается семейный бюджет.
Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет?
Д: Это доходы всех членов семьи.
В: Правильно. Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Запомните это, ребята.
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
В: Кто из вас знает для чего нам нужны деньги?
Дети: Покупать товар, копить, класть в банк. оплатить за телефон, свет, газ, воду, За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Правильно ребята, все это называется расходы семьи.
Молодцы ребята, справились с первым испытанием. Получили первую часть ключа.
В: Задание к следующему испытанию находится на столе №2
Д/Игра «Что мы можем оплатить или купить за деньги?»
Ваша задача подумать и отобрать, те карточки, на которых изображено то, что можно купить или оплатить деньгами. И объяснить, для чего это нужно.
Дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку. (Каждый ребенок объясняет свой выбор)
Ребята, а почему вы не взяли эти карточки? (солнце, улыбку бабушки, семью, Родину, природу и т. д)
В: Правильно ребята. Друзей, природу, Родину, семью всё это купить не возможно.
Молодцы! Вот вы и справились со вторым испытанием! И у нас есть еще одна часть ключа.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей)
Воспитатель: Да, все верно, для того чтобы каждый день что-то покупать, нужно иметь очень много денег, а родители столько не зарабатывают.
Чтобы пройти следующее испытание нам надо подойти к столу под номером 3.
Д/Игру «Хочу и надо»
У нас два символа. «!» обозначает «надо», «?»- «хочу».
Ваша задача определить, к какому понятию относиться предмет, изображенный на карточке, и расположить ее под соответствующий символ «!» (надо) или «?» (хочу).
Молодцы ребята, справились и с этим заданием. Заработали еще одну часть ключа.
Давайте немного отдохнем.
Физ. минутка:
«Будем деньги мы считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем деньги мы считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Воспитатель: Дети, а экономить - это хорошо? А как вы можете помочь родителям сэкономить деньги?
Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать. не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
1. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
По плану работай, но не забывай и по плану расходовать.
Копейка рубль бережет.
Воспитатель: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и другим расскажем. Правда, ребята?
Вот ребята мы с вами прошли все испытание. Наш ключик сложился. Давайте попробуем открыть шкатулку!
В шкатулке лежат детали кошелька из фетра, с детали соединяются липучками. Собрать кошелек надо согласно схеме.
Воспитатель: Молодцы ребята. Какой красивый кошелек у вас получился.
Теперь мы можем его подарить мальчику. Я обязательно ему передам его.
Воспитатель: Вот и пришло время прощаться. Но перед этим
давайте, попробуем сформулировать правила обращения с деньгами.
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. В первую очередь покупать самое необходимое.
3. Завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
4. Бережно относиться к деньгам.
Ребята, скажите пожалуйста, вам понравились испытания.
А что больше всего вам понравилось?
Спасибо, ребята. Я приготовила для вас подарок, игровой набор денег.
Эти деньги помогут вам закрепить умения и знания обращения с деньгами, но это уже другая история и я расскажу ее вам в следующий раз.