татьяна чеботарева
Организация наставничества в ДОУ №38 «Солнечный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация наставничества – это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога, где основной акцент ставится на формирование у него практических умений и навыков ведения педагогической деятельности, а также развитие знаний в области дошкольной педагогики и психологии.
В нашем детском саду применяется индивидуальная форма наставничества - за одним наставником закрепляется молодой специалист.
Цель наставничества – оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
Публикация «Организация наставничества в ДОУ №38 „Солнечный город“» размещена в разделах
Задачи - привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании, ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
В нашем детском саду система наставничества начала внедрятся всего 2 год назад, но тем не менее уже есть позитивный опыт: у каждого молодого специалиста есть дневник с планом работы, тетрадь по самообразованию. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения документации, составление планов проведения различных этапов занятий, заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой воспитатель. В тетрадях по самообразованию занесены посещения занятий, мероприятий наставника, педагогические находки. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. В рамках наставничества над молодыми специалистами в своей работе наставники нашего д. сада используют следующие формы и методы: обучение на рабочем месте, участие в работе методических объединений, самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы, открытые занятия коллег, решение и анализ педагогических ситуаций, обучение составлению подробных планов – конспектов занятий, составление календарно- тематических планов группы. Наши педагоги-наставники делятся опытом в общих вопросах методики проведения занятий, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога- наставника, после занятий идет детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений,выстраивание линий поведения на будущее. Профессиональное становление молодого педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в нашем детском саду стали интерактивные формы: «Школа педагогического роста», «Мастер-классы», консультации, деловые игры, психологические тренинги, творческие отчеты, семинары, обучения на курсах повышения квалификации, защита методических разработок. Большую помощь педагоги-наставники оказали своим молодым специалистам при подготовке к Практико-ориентированному семинару «Эффективные практики взаимодействия с детьми в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Наставничество –это постоянный диалог, межличностная коммуникация, и хочу сказать наши педагоги- наставники по отношению к своим подопечным терпеливы и целеустремленны, уважительны, делятся своим опытом без назидания,а путем доброжелательного показа,помогают своевременно, не забывают отмечать положительное в работе,учат не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк. В свою очередь наши молодые специалисты учатся правильно строить свои взаимоотношения с педагогами-наставниками.
Анализ процесса работы молодых специалистов показал, что имеются сильные и слабые стороны в подготовке начинающих педагогов к педагогической деятельности. Сегодня уже смело можно сказать, что в нашем детском саду создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста, молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно- образовательный процесс; молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Вместе с тем молодым специалистам рекомендовано обратить внимание на овладение современными педагогическими приемами и технологиями, и применение их в работе с детьми, на проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы, на ознакомление молодых специалистов с организацией предметно-развивающей среды в группах,а так же отработка эффективных приемов и методов в организации учебной деятельности,больше уделять внимание работе над самообразованием. Для этого рекомендуем слушать» вебинары».
Таким образом, использование в нашем детском саду системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.