Папки-передвижки

Организация мини-музея в ДОУ

Элла Левша
Организация мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация мини-музеев, как одна из форм нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения» (А. У. Зеленко).

Современное общество испытывает кризис духовности и нравственности, поэтому возрастает необходимость возрождения нравственности и культуры.

Публикация «Организация мини-музея в ДОУ» размещена в разделах

Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

В дошкольном детстве происходит становление базовой культуры личности, формируются нравственные чувства. Именно в этом возрасте у детей начинается формирование позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию, понимания и эмоционально-нравственной оценки исторического и прочего материала.

Музейная педагогика является технологией воспитания нравственности детей дошкольного возраста. Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы 20-го столетия русский педагог А. У. Зеленко.

Он считал, что музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать совершить свои собственные открытия.

Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

Современный музей в детском саду – это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, с учетом своих интересов и возможностей. Мини-музей – это особая форма работы не только с детьми, но и с родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.

Чем отличается мини-музей в детском саду от классического музея? Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники. Дети участвуют в обсуждении тематики экспозиции, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях ничего нельзя трогать, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, дополнять рисунками и поделками, брать их в руки, действовать с ними.

Предлагая ребёнку интерактивные экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма.

Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, стены у входа в группу. Одно из требований: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.

Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.

Формами музейной педагогики является оформление картинной галереи, экспозиций фотографий, репродукций картин и детских творческих работ, создание коллекций, выставки различных экспонатов. Это может быть мини-музей одного предмета, например, народной куклы, экспозиция литературной направленности, выставка различных экспонатов, приуроченная к какому-либо празднику, например, ко Дню Победы или Дню города. Также это может быть музей природы, например, музей камней или воды. Экологический музей, например, музей моря, луга, болота или леса.

Методы и формы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея можно рассмотреть на примере фольклорного мини-музея «Музей народной куклы».

Фольклорный мини-музей создает особую среду для знакомства детей с традициями и обычаями русского и коми народа, а тряпичные и нитяные куклы становятся не только игрушкой, с которой можно играть и дарить, но и символом народной культуры.

Составляющие тематической экспозиции мини-музея «Музей народной куклы» :

1. Календарь народной куклы.

2. Кукла – скрутка в колыбели.

3. Стенд с куклами, сделанными руками родителей.

4. Интерактивный макет русской избы.

5. Игра-конструктор «Домашняя утварь».

6. Альбом «Народная кукла».

7. Альбом «Как жили наши предки», «Игры и игрушки детей в прошлом».

Остановлюсь на таком эпизоде, как работа над календарем народной куклы. С детьми мы рассматривали разные виды кукол, беседовали о н значении в жизни людей в прошлом. Изучали календарь народных праздников, приметы, поговорки о временах года, промыслах и т. д. Вместе с детьми определяли, какая куколка подойдет для обозначения определенного месяца в нашем календаре, решали, из чего ее сделать, какие цвета использовать, закрепляли названия и обряды, с нею связанные. Работали с куклами по сезону – за несколько бесед и занятий делали 3 куклы, характеризующие время года. Например, весна: март - месяц представлен куколкой «Счастье» с птицей в руках. В марте месяце прилетают первые птицы-грачи, поэтому в руках у нее птичка.

Апрель. Природа расцветает как молодая девушка. В этот месяц проводились праздники, связанные с молодыми девушками, им дарили женихи дорогие подарки. Поэтому кукла веснянка как нельзя лучше подходит. Девушки делали ее сами и украшали символами того, что хотели получить в подарок – бусинки, монетки, ленточки, сережки и т. д.

Май – дороги появились из-под снега, начинается интенсивное движение обозов, люди отправляются по делам, готовятся к севу. Поэтому кукла – «подорожница» как нельзя лучше подходит данному месяцу. Данный оберег давали своим мужьям хозяйки в дальнюю дорогу.

Таким образом, работая с календарем народной куклы, дети узнали об обрядах, верованиях, жизни их предков, сверстников, закрепили приметы и явления, характерные смене сезонов, поиграли в народные игры, научились мастерить обереги, окунулись в историю своей страны и народа.

Формы работы в мини-музее «Музей народной куклы».

Прежде чем "погрузить" детей в мир культуры и искусства, мы сами познакомились с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Затем помогли детям усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.

Первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее мы начали в средней группе.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.

При проведении экскурсий мы старались строить познавательный процесс

в такой последовательности: «от простого - к сложному – к неизведанному».

«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;

«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно - поисковой деятельности;

«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.

Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.

Первые знакомства с предметами обихода русских и коми людей, изделиями народно-прикладного творчества, мы проводили в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи.

Наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с народным календарем куклы, ребята решили узнать больше об игрушках, которыми играли наши предки, их назначении, захотели сами научиться делать куклы-обереги, игрушки-забавы.

Мы работаем по программе «Радуга», которая предлагает такую форму работы, как «полочка красоты». Разбивали информацию на несколько подтем, и проводили беседы - пятиминутки. Иногда за одну беседу мы рассматривали сразу несколько тем, потому что детям было интересно.

В мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляли возможность для самостоятельной деятельности. Дети могли сами изготовить понравившуюся куклу, поиграть на макете персонажами и предметами обихода.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Каждый день можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.

Содержание работы со старшими дошкольниками претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей.

Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. Проявляют больше самостоятельности в изучении материала, в изготовлении или нахождении экспонатов для мини-музея.

Публикации по теме:

Оформление мини-музея «Русская изба»Оформление мини-музея «Русская изба» Предлагаю фото отчёт первоначального оформления нашей "Русской избы", в рамках реализации проекта "Русская изба" Мы пока не все элементы.

Фотоотчет о создании мини-музея «Погремушки»Фотоотчет о создании мини-музея «Погремушки» Фотоотчет о создании мини – музея «Погремушки». Дили – дон, дили – дон! Звон идет со всех сторон. Так звенят у нас игрушки – Погремушки.

Организация мини-музея Зимушки как итог реализации проекта «Зимушка» в подготовительной к школе группеОрганизация мини-музея Зимушки как итог реализации проекта «Зимушка» в подготовительной к школе группе Цель создания мини-музея: подведение итогов реализации проекта «Зимушка». Задачи: - развивать любознательность, познавательные интересы,.

Открытие мини-музея «Мяу» в средней группеОткрытие мини-музея «Мяу» в средней группе Я хочу поделиться опытом создания в группе мини - музея домашних животных (кошек) и экспонатами этого музея. В настоящем музее трогать ничего.

Паспорт мини-музея «Мишка косолапый» Паспорт мини-музея «Мишка косолапый»с презентацией. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ: Название музея: «Мишка-косолапый». Участники проекта: дети 1-ой.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Программа мини-музея «Горница-узорница»Программа мини-музея «Горница-узорница» Программа мини-музея «Горница-узорница» Программа мини-музея «Горница-узорница» разработана на основании: нормативно-правовых документов:.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Торжественное открытие мини-музея «Школяндия»Торжественное открытие мини-музея «Школяндия» Традиционное мероприятие, проводимое в рамках авторского проекта «Будущий первоклассник» (соавтор Зарубина Н. В., педагог-психолог) к концу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация мини-музея в ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2022 в 13:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация мини-музея в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Элла Левша (УИ 303481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД