Элла Левша
Организация мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация мини-музеев, как одна из форм нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения» (А. У. Зеленко).
Современное общество испытывает кризис духовности и нравственности, поэтому возрастает необходимость возрождения нравственности и культуры.
Публикация «Организация мини-музея в ДОУ» размещена в разделах
Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
В дошкольном детстве происходит становление базовой культуры личности, формируются нравственные чувства. Именно в этом возрасте у детей начинается формирование позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию, понимания и эмоционально-нравственной оценки исторического и прочего материала.
Музейная педагогика является технологией воспитания нравственности детей дошкольного возраста. Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы 20-го столетия русский педагог А. У. Зеленко.
Он считал, что музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать совершить свои собственные открытия.
Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
Современный музей в детском саду – это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, с учетом своих интересов и возможностей. Мини-музей – это особая форма работы не только с детьми, но и с родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.
Чем отличается мини-музей в детском саду от классического музея? Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники. Дети участвуют в обсуждении тематики экспозиции, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях ничего нельзя трогать, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, дополнять рисунками и поделками, брать их в руки, действовать с ними.
Предлагая ребёнку интерактивные экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма.
Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, стены у входа в группу. Одно из требований: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Формами музейной педагогики является оформление картинной галереи, экспозиций фотографий, репродукций картин и детских творческих работ, создание коллекций, выставки различных экспонатов. Это может быть мини-музей одного предмета, например, народной куклы, экспозиция литературной направленности, выставка различных экспонатов, приуроченная к какому-либо празднику, например, ко Дню Победы или Дню города. Также это может быть музей природы, например, музей камней или воды. Экологический музей, например, музей моря, луга, болота или леса.
Методы и формы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея можно рассмотреть на примере фольклорного мини-музея «Музей народной куклы».
Фольклорный мини-музей создает особую среду для знакомства детей с традициями и обычаями русского и коми народа, а тряпичные и нитяные куклы становятся не только игрушкой, с которой можно играть и дарить, но и символом народной культуры.
Составляющие тематической экспозиции мини-музея «Музей народной куклы» :
1. Календарь народной куклы.
2. Кукла – скрутка в колыбели.
3. Стенд с куклами, сделанными руками родителей.
4. Интерактивный макет русской избы.
5. Игра-конструктор «Домашняя утварь».
6. Альбом «Народная кукла».
7. Альбом «Как жили наши предки», «Игры и игрушки детей в прошлом».
Остановлюсь на таком эпизоде, как работа над календарем народной куклы. С детьми мы рассматривали разные виды кукол, беседовали о н значении в жизни людей в прошлом. Изучали календарь народных праздников, приметы, поговорки о временах года, промыслах и т. д. Вместе с детьми определяли, какая куколка подойдет для обозначения определенного месяца в нашем календаре, решали, из чего ее сделать, какие цвета использовать, закрепляли названия и обряды, с нею связанные. Работали с куклами по сезону – за несколько бесед и занятий делали 3 куклы, характеризующие время года. Например, весна: март - месяц представлен куколкой «Счастье» с птицей в руках. В марте месяце прилетают первые птицы-грачи, поэтому в руках у нее птичка.
Апрель. Природа расцветает как молодая девушка. В этот месяц проводились праздники, связанные с молодыми девушками, им дарили женихи дорогие подарки. Поэтому кукла веснянка как нельзя лучше подходит. Девушки делали ее сами и украшали символами того, что хотели получить в подарок – бусинки, монетки, ленточки, сережки и т. д.
Май – дороги появились из-под снега, начинается интенсивное движение обозов, люди отправляются по делам, готовятся к севу. Поэтому кукла – «подорожница» как нельзя лучше подходит данному месяцу. Данный оберег давали своим мужьям хозяйки в дальнюю дорогу.
Таким образом, работая с календарем народной куклы, дети узнали об обрядах, верованиях, жизни их предков, сверстников, закрепили приметы и явления, характерные смене сезонов, поиграли в народные игры, научились мастерить обереги, окунулись в историю своей страны и народа.
Формы работы в мини-музее «Музей народной куклы».
Прежде чем "погрузить" детей в мир культуры и искусства, мы сами познакомились с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Затем помогли детям усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
Первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее мы начали в средней группе.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.
При проведении экскурсий мы старались строить познавательный процесс
в такой последовательности: «от простого - к сложному – к неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно - поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
Первые знакомства с предметами обихода русских и коми людей, изделиями народно-прикладного творчества, мы проводили в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи.
Наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с народным календарем куклы, ребята решили узнать больше об игрушках, которыми играли наши предки, их назначении, захотели сами научиться делать куклы-обереги, игрушки-забавы.
Мы работаем по программе «Радуга», которая предлагает такую форму работы, как «полочка красоты». Разбивали информацию на несколько подтем, и проводили беседы - пятиминутки. Иногда за одну беседу мы рассматривали сразу несколько тем, потому что детям было интересно.
В мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляли возможность для самостоятельной деятельности. Дети могли сами изготовить понравившуюся куклу, поиграть на макете персонажами и предметами обихода.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Каждый день можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Содержание работы со старшими дошкольниками претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. Проявляют больше самостоятельности в изучении материала, в изготовлении или нахождении экспонатов для мини-музея.