Светлана Соловьёва
Организация методической работы с начинающими педагогами в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ ПЕДАГОГАМИ В ДОУ.
Старший воспитатель
Светлана Николаевна Соловьёва
Первая квалификационная категория
Старший воспитатель
Людмила Кирилловна Щербакова
Высшая квалификационная категория
«… можем ли мы строить воспитание всего
нашего…детства в расчете на талант (педагога?
Нет. Нужно говорить только о мастерстве,
то есть о действительном знании
воспитательного процесса, о воспитательном умении».
Публикация «Организация методической работы с начинающими педагогами в ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
А. С. Макаренко
Сегодня на смену поколений педагогов - стажистов приходит новое поколение воспитателей, специалистов. Проблемы в социально-экономической жизни страны породили проблему обеспеченности ДОУ педагогическими кадрами.
Сейчас в детских садах крайне востребована и очень дефицитна не только профессия квалифицированного педагога-дошкольника.
По мнению ученых, педагогов-практиков : К. Белая, С. Лебедева, Л. Поздняк
и др. стабильной работе коллектива поможет только создание определенных условий:
* достойная зарплата,
* социальная защита,
* возможность повышать свою квалификацию,
* благополучная обстановка в ДОУ.
Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду - в целом и важность оптимального выбора содержания методической работы с начинающими педагогами - в частности.
Актуальность обусловлена необходимостью поиска путей совершенствования организации методической работы с педагогами, вновь приступающими к работе в ДОУ, в свете современных тенденций дошкольного образования.
Цель работы : создание системы методической работы с начинающими педагогами в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи
Изучить теоретические основы проблемы организации методической работы с начинающими педагогами в образовательном учреждении.
Разработать и апробировать систему методических мероприятий, направленных на:
* адаптацию работника в новом коллективе и в профессии;
* выявление сильных и слабых сторон в подготовке к педагогической деятельности, выяснение склонностей и интересов;
* повышение педагогического мастерства начинающего специалиста.
Цель методической работы - это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и всего педагогического коллектива.
Основой методической работы является наблюдение воспитательно-образовательной работы в группах.
Для эффективного осуществления методической работы выделяется несколько групп условий:
*организационно-педагогические;
*морально-психологические;
*материальные;
*санитарно-гигиенические.
Функция контроля в ДОУ – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей.
Руководство методической работой с молодыми специалистами в ДОУ
Собеседование при приеме на работу
Знакомство с претендентами начинается с собеседования. Главная цель – сбор данных и их трактовка для оценки качеств, нужных для данной должности. Желательно, чтобы кандидат говорил сам, а руководитель внимательно слушал. Этому способствует восстановление биографии кандидата в хронологической последовательности.
Вопросы должны стимулировать интервьюируемого (предпочтительней косвенные и открытые вопросы) : «Расскажите о себе». «Расскажите о выполняемой работе».
На что же в первую очередь обращаем мы внимание?
Речь.
Это очень важный аспект профессиональной деятельности педагога. Воспитатель должен говорить грамотно, образно, выразительно. Желательно, чтобы воспитатель мог научить детей красоте и нюансам родного языка. Если претендент употребляет слова-паразиты, имеет выраженные дефекты речи, запинается, отвечая на вопрос, и с трудом подбирает слова, скорее всего, ему следует отказать.
Внешний вид.
«Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и с другими»
- с этим высказыванием Пьера Кардена нельзя не согласиться. Когда человек приходит устраиваться на работу, одежда может сказать о многом. Яркий наряд, вызывающая косметика – такой образ мало соответствует должности воспитателя. Претенденты, одетые неряшливо, тоже не вызывают доверия, так как надо учитывать, что дети часто подражают воспитательнице, которой симпатизируют. Облик воспитателя должен соответствовать выполняемой деятельности. Корректность, опрятность, умело подобранные аксессуары выглядят уместно и оцениваются соответственно.
Образование.
Высшее педагогическое образование обеспечивает достойную теоретическую подготовку, но не является гарантией успешной работы. Поэтому высшее педагогическое образование является существенным «плюсом» только при остальных удовлетворяющих характеристиках.
«Ориентирование на местности».
Чтобы окончательно убедиться в том, что претендент нам подходит, просим смоделировать несколько ситуаций, из которых нужно оперативно найти выход:
*предложите несколько способов справиться с агрессией ребенка;
*предложите несколько приемов, которые помогу успокоить плачущего ребенка;
* предложите несколько игр для прогулки.
Рекомендации для интерпретации данных полученных в результате собеседования с претендентом на педагогическую должность :
При трактовке полученных в ходе опроса данных всегда нужно исходить из должностных требований; какое бы впечатление ни произвели на вас некоторые черты характера кандидата, они имеют второстепенное значение, если не оказывают прямого влияния на результаты будущей работы или отношения с сотрудниками;
* Окончательные оценки и решения выносятся после опроса; самая грубая ошибка – преждевременные выводы;
* Зачастую замеченные недостатки компенсируются положительными качествами опрашиваемого, поэтому целесообразно оценивать кандидата исходя из всех требований, предъявляемых к данной должности.
Каждый воспитатель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с адаптацией в детском саду.
Практика нашей работы показала эффективность следующих направлений методической работы с «новичками» :
*Представление методического кабинета детского сада.
*Знакомство с задачами годового плана работы МДОУ
*Знакомство с историей ДОУ, достижениями педагогического коллектива, традициями.
*Подробная ознакомительная экскурсия по детскому саду, его территории.
*Организация личного знакомства «новенького» с работниками ДОУ во время экскурсии на их рабочих местах.
Снабжение молодого специалиста памяткой «Наш коллектив»
*Торжественное «посвящение в воспитатели» молодого специалиста.
*Наблюдение за «вхождением» новичка в малый коллектив работников группы, оказание помощи в случае необходимости.
*Закрепление за начинающим педагогом опытного наставника.
* Привлечение молодого специалиста к выступлениям на «педчасах»…
* Организация коммуникативных игр ознакомление молодого воспитателя с рядом упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.
*Оказание необходимой помощи в подготовке, организации и проведении тех или иных мероприятий с детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Памятка. Поздравляем с началом педагогической деятельности
Примите добрые советы:
*Будь терпеливой и доброй к людям (детям и взрослым)
*В любой ситуации помни, что ребенок – это человек, который только учится жить.
*Оставляй за человеком право на ошибку.
*Уважай напарника и обращайся к лучшей стороне его личности.
*В начале любого общения точно определи свои цели, говори о них доступным и простым языком.
*Не ищи виновного, а ищи причины.
*Умей признавать свои ошибки и анализировать свои действия.
* Управляй своими и чужими эмоциями. Не опускайся до «бабьих» разговоров.
*Будь добрым «учителем» и «учеником».
* Любую беседу заканчивай на мажорной ноте.
Желаем удачи не в лёгкой, но тяжёлой работе.
Коммуникативные упражнения*.
Упражнение 1.
Знакомство (проводить в любых комбинациях вариантов, в том числе и в варианте «снежного кома»)
Передавайте мяч по кругу, называя:
- имя + кто что любит;
- имя + животное, с каким себя ассоциируйте;
- имя + своё хобби;
- имя + характерное для вас движение (группа повторяет)
Упражнение 2.
«Поприветствуем друг друга»
Двигаясь по помещению, «здороваться» необычным способом:
- прикоснуться (потереться) ладошками, коленями, локтями и т. д.
- при встрече поклониться, подпрыгнуть, встать на одну ногу и т. д.
Упражнение 3.
«Волшебные слова»
Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен владеть общительный человек, является умение говорить волшебные слова. В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать слова, которые помогут вам установить доброжелательные отношения.
Давайте вспомним некоторые волшебные слова и выражения (вспоминают).
Упражнение 4.
«Волшебные слова» - 2
Цель: фиксация впечатлений и формирование новой установки общения, активизация участников на работу.
Инструкция: Свободно передвигаясь по комнате, приветствуйте друг друга, используя те волшебные слова и выражения, которые вспомнили во время обсуждения. Желательно подойти к возможно большему числу участников. Время приветствия 4 минуты.
Обсуждение: - Как вы чувствовали себя, когда Вас приветствовали именно таким способом?
Упражнение 5.
«Грани сходства и грани различия»
Цель: осознание сходств и различий партнеров по общению, формирование внутренней установки на поиск общего с партнером по общению, что позволяет найти выход в критических ситуациях.
Инструкция: разделите листок бумаги пополам. На одной половине напишите «Наши сходства», на другой – «Наши различия». Теперь разделитесь на пары, внимательно посмотрите на человека, сидящего рядом с вами. В течение 10 минут, не переговариваясь, напишите, что вас объединяет в общении, а чем вы отличаетесь от партнера. Постарайтесь затронуть не только физические, но и психологические характеристики (мы оба добрые, тактичные; она общительная).
(* Упражнения взяты из книги: Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005)
Адаптационные игры
Упражнение 1. «Фокусировка»
Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала общения с детьми.
Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тепло» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука» - на правой руке, «Кисть» - на кисти правой руки, «Палец» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца» - на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для себя ритм).
Упражнение 2. «Энергетический зонтик»
Упражнение проводится в первые минуты после начала занятия с детьми, а так же при необходимости периодически в течение всего занятия.
Воспитатель встает перед детьми, желательно в центре группы, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его волн и сознания над группой детей образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого воспитателя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего занятия. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.
Упражнение 3. «Распределение внимания»
Важно эффективно распределять свое внимание во время работы с детьми-дошкольниками в течение всего рабочего дня, в том числе и во время проведения занятий. Основными компонентами при этом выступают: дети (каждый со своим характером и др. личностными особенностями, воспитательно-образовательные воздействия на них и регулирование педагогом своих собственных состояний. Предлагаем эффективное упражнение, развивающее способность к распределению внимания.
Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуйте себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 мин., значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того как часто практикуется упражнение, с каждым разом вы будете эффективнее распределять внимание.
(* Упражнения 1-6 взяты из книги: Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль: Академия развития: 2002.)
Анализ профессиональной подготовки начинающих педагогов осуществлялся посредством педагогического анализа.
*оперативный,
* тематический
* итоговый.
Наиболее эффективными являлись следующие методы :
* наблюдение
* анализ
* беседа
* социологический метод
* изучение документации;
* хронометраж;
* создание и решение педагогических ситуаций;
* самоанализ педагогической деятельности начинающего педагога;
* определение уровня знаний детей, их умений,
навыков, воспитанности;
Ведущее место отводилось непосредственному наблюдению воспитательно-образовательной работы с детьми.
Перед посещением групп в различные временные периоды очень важно было конкретно определить цель наблюдения, что способствовало формулированию более эффективных и четких рекомендаций педагогам.
В зависимости от результатов первичного анализа строилась дальнейшая работа с молодым специалистом «Школа начинающего педагога ДОУ»
* проблемы коммуникативного плана;
* проблемы с организацией детского коллектива;
* недостаточность психологических знаний;
* неумение осуществлять педагогическое взаимодействие с детьми;
* затруднения в организации речевого развития дошкольника;
* проблемы с собственным речевым поведением;
* частичные затруднения в организации и проведении образовательного процесса
Результаты. Выводы. Перспективы.
*более легкой адаптации начинающих педагогов в ДОУ;
*обогащению педагогов знаниями (программными, дидактическими, воспитательными, психологическими, этическими и т. д.);
*повышению уровня профессиональной информированности (знакомство с новинками в методической и научной литературе, статьями в отраслевых журналах, педагогических источниках);
*развитию устойчивых идейно-нравственных качеств личности (гуманизма, педагогического оптимизма, принципиальности, доброты, душевной щедрости);
*развитию профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (техника словесной и несловесной коммуникации, техника движений, мимики, жестов, и интонаций, техника общения с воспитанниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая сложные технические средства);
*развитию культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
*формированию готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию;
*сплочению педагогического коллектива,
*оснащению педагогического кабинета методическими разработками;
*повышению профессионального роста организатора работы – старшего воспитателя.
В ходе работы определился ряд проблем:
*отсутствие теоретических и недостаточное количество практических разработок, посвященных данной проблеме;
* мотивация работника на такую деятельность в условиях отсутствия в сфере образования механизмов, стимулирующих заинтересованность педагогов в работе, в условиях «непрестижности» профессии воспитателя;
*как следствие предыдущего пункта, - проблема организации и проведения такой работы в условиях «текучки» кадров – молодых специалистов;
*ограниченное количество рабочего времени как старшего воспитателя, так и начинающего педагога.
Определяя перспективы дальнейшей работы, следует поставить задачу разработки и апробации более детального плана работы с начинающими педагогами (воспитателями и специалистами) сроком на два года.