Получи документы

Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на экспериментально-опытном участке в летнее время

Ирина Спиридонова
Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на экспериментально-опытном участке в летнее время
▼ Скачать + Заказать документы

Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на экспериментально-опытном участке в летнее время

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Дошкольное образование обеспечивает развитие и реализацию творческих и исследовательских способностей ребенка.

Одним из возможных средств развития познавательных навыков дошкольника является экспериментальная исследовательская деятельность.

Публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на экспериментально-опытном участке в летнее время» размещена в разделах

Ребенок постоянно испытывает потребность в новых впечатлениях, что способствует развитию поисковой деятельности, которая ориентирована на познание окружающего мира. Чем больше разнообразных явлений происходит вокруг него, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Однако с возрастом у многих дошкольников интерес к исследованиям исчезает. Почему же так происходит? Быть может, причиной этому являются множественные запреты взрослых? Нередко малыш слышит такие фразы, как: «Куда ты лезешь, здесь очень грязно! Опять ты испачкался, сиди на месте! Не ройся в земле!» и т. д.

Но мы, взрослые, наоборот, должны поддерживать инициативу ребенка познать мир, и не просто поддерживать, а всячески способствовать этому стремлению. Важно знать границы запретам.

Ведь именно исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

На территории нашего детского сада находится участок, разбитый на отделы: цветочный, овощной, лекарственный, экспериментально-исследовательский, технический и ягодный. Именно здесь, дети приобщаются к труду, приобретают навыки по уходу за растениями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) ставит перед педагогами задачи по формированию исследовательских навыков у детей. Нам важно не просто передать ребенку готовые знания, а создать правильные условия для самостоятельного изучения. Поэтому, на нашем участке и создан экспериментально-исследовательский отдел, целью которого является развитие навыков исследовательской деятельности.

Педагоги, совместно с родителями и детьми, выбирают тему исследовательского проекта, подбирают необходимый материал для его реализации, планируют свои действия.

Рассмотрим план деятельности :

Выбираем объект исследования;

Подбираем необходимое оборудование;

определяем тип эксперимента : долговременный или кратковременный;

прогнозируем результат;

составляем алгоритм действий;

повторяем правила безопасности при работе с инвентарем на огороде;

собственно, проводим эксперимент;

обязательно фиксируем результаты в дневнике наблюдений с помощью рисунков;

подводим итоги: анализируем результаты, сравниваем наши результаты с начальными предположениями, обсуждаем запомнившиеся моменты, вспоминаем, в чем испытали затруднения во время исследования.

Для младшего дошкольного возраста будут интересны, например, следующие темы: «От семени до плода», «История возникновения гороха», «Рождение огурца». Для ребят среднего дошкольного возраста подойдут следующие темы: «Роль солнечного света для растения», «Роль воды для растения», «Кто следит за солнышком?» (наблюдение за подсолнечником). А для старшего возраста актуальны темы : «Роль цветка в жизни растения», «Как хлеб на стол пришел?», «Зеленая аптека». Важно понимать, что нужно подвести детей к выбору темы, определению проблемы и постановке цели. Роль родителей необходима в реализации проекта, ведь ребенок может продолжать изучение и дома.

В ходе работы над темой ребенок должен не просто наблюдать со стороны за процессами, очень важно фиксирование результатов, отслеживание действий, оформление дневника наблюдений. Так у ребенка развиваются навыки сравнения, анализа результатов, формулирование выводов по своей теме исследования. Вместе со взрослыми он сможет подготовить презентацию проекта и запланировать дальнейшие перспективы его развития. Продуктом проекта может быть создание интеллект-карты, дидактического материала, составление гербария, мнемотаблицы. Презентация проекта может быть реализована как видеоролик, инструкции по выполнению исследования (например, в виде условных обозначений или рисунков, театральное представление, аудиозапись-дневник его исследования (например, записи подобного рода: «Сегодня, первого июня, я посадил семена гороха…») и т. д.

Подводя итог выше сказанного, можно сделать вывод, что летний период является плодотворным временем для развития ребенка. Не смотря на то, что образовательный процесс закончился важно продолжить позитивную деятельность ребенка. Процесс должен быть построен в интересной для ребенка форме.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: сформировать представление детей о магните и компасе. Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на экспериментально-опытном участке в летнее время
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 08:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста на экспериментально-опытном участке в летнее время» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Спиридонова (УИ 2677779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД