Папки-передвижки

Организация и совершенствование работы с семьей педагогов-психологов

Александр Владимирович Гришин
Организация и совершенствование работы с семьей педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы

Психическое здоровье и гармоничное развитие детей и подростков определяет здоровье нации в будущем. Интеллектуальное и психоэмоциональное развитие подрастающего поколения является одним из наиболее значимых моментов для гармоничного формирования личности. Значительный рост интереса специалистов, работающих с детьми, и родителей к проблемам общения с детьми, а также большое количество вопросов о том, что и как влияет на взаимоотношения с ними, убедили нас в необходимости глубокого освещения проблемы разрешения и коррекции расстройств эмоционально-поведенческой сферы детей и подростков в современном обществе, а также факторов, которые могут отрицательно влиять на развитие ребенка, на его общение с близкими и сверстниками, на обучение, формирование познавательной деятельности, на характер поведения, проявления эмоционального реагирования, адаптацию в новых условиях и интеграцию. Когда ребенок становится негативным, капризным, отказывается от занятий, его перестают интересовать игрушки, возникают вспышки гнева и перепады настроения, он становится двигательно расторможенным или апатичным, замкнутым, неуспешен в учебе и других видах деятельности, что приводит иногда к полному отказу от них, у него ухудшаются аппетит и сон. Никто не может понять, что происходит. Ведь отношение к нему прежнее, его так же любят, беспокоятся о нем, желают ему всего самого лучшего, постоянно говорят ему, как надо себя вести, что хорошо, что плохо. Да, конечно, бывает, и не сдерживаются, кричат и пр. Ничего не помогает. Он перестает слушаться. Вначале действенны угрозы, но потом и это не помогает. Объяснения, которые делаются (что это плохо, некрасиво, что дети так себя не ведут и т. д., не дают никаких результатов. Ребенок перестает обращать внимание на все сказанное и «по-хорошему», и «по-плохому»: он не слышит, не реагирует. Вся семья в растерянности. Взрослые члены семьи ищут виноватого, считая, что кто-то слишком избаловал ребенка. Чаще виновником становится женская половина семьи и более старшая по возрасту. Это приводит уже к конфликтам в семье. Ребенок находится в хронической психотравмирующей атмосфере. Проблемы нарастают, как снежный ком.

Темочки:

Для решения этих сложных проблем нами была разработана система общения с детьми «Особые дети — особое общение». Это принципы взаимодействия родителей и детей, позволяющие изменить эмоционально-поведенческие нарушения, конфликтное поведение ребенка или предупредить их возникновение. При этом семейная направленность воспитания не затрагивается, предлагается поменять внешнюю сторону общения с ребенком. Конечно, в воспитании детей нет однозначных ответов, универсальных методов, которые гарантируют полный успех во всех случаях. Однако существуют определенные установки, опирающиеся на реализацию конкретных законов психологического и психофизического развития, которые действительно составляют альтернативу в общении с ребенком. Эти законы действуют как аксиомы, не требуя доказательств. Мы можем их проигнорировать, но не можем обойти — будет отрицательный знак. Предложенные определенные формы общения с ребенком по системе «ОД — ОО» позволяют разрешить тот или иной конфликт в отношениях или создать ситуацию, которая способствует устранению или значительному снижению нарушения в эмоционально-поведенческой сфере, изменению стереотипа поведения ребенка, формированию мотивации к познавательной и учебной деятельности. Данная система основана на принципах взаимодействия родителей и детей, позволяющих изменить эмоционально поведенческие нарушения, конфликтное поведение ребенка. Система «ОД — ОО» может удовлетворить значительную потребность специалистов и родителей в получении сведений и практических приемов, помогающих не только правильно общаться с детьми, адаптироваться в новых для ребенка условиях, но и формировать у них интеллектуально-познавательный интерес к окружающему миру, разрешать появившиеся конфликтные ситуации, создавать правильный стереотип поведения в микро- и макро социуме. Итак, система взаимодействия родителей, педагогов, воспитателей с детьми, построенная по принципу «Особые дети — особое общение», успешно помогает в коррекции детско-родительских и детско-педагогических отношений.

Под термином «особые дети» понимается следующее: у детей только формируются адаптационные механизмы и элементы волевой сферы, ответные эмоциональные реакции, высшие психические функции, в том числе и речь; именно в этом их особенность, этим они отличаются от взрослых. Очевидно, что главным институтом воспитания детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение продолжительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на формирующуюся личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. В связи с тенденцией к росту социальных проблем, общему ослаблению физического и психического здоровья населения, к нарастанию негативных явлений в состоянии здоровья детей разработка и внедрение новых методов коррекции или устранения эмоционально-поведенческих расстройств детско подросткового возраста становятся одними из приоритетных направлений в психологии, детской психиатрии и психотерапии, социологии, дефектологии. Специалисты (психологи, педагоги, воспитатели, педиатры, детские психиатры, изучающие современную семью и психологию материнства, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Нормальное психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов центральной нервной системы. Также микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношения к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что влияние неблагоприятных факторов любого происхождения вызывает выраженные нарушения развития, эмоциональных реакций и поведения. Обратимость происшедших расстройств зависит от возраста детей, в котором произошло влияние неблагоприятного воздействия, и его длительности. У многих специалистов и родителей постоянно увеличивается внимание:

— к вопросам нарушенных отношений между детьми и взрослыми в семье; — вопросам нарушенных отношений между детьми и взрослыми в образовательных учреждениях;

— причинам их возникновения;

— влиянию эмоционально-поведенческих н

арушений на развитие детей и вероятность адекватного обучения;

— возможностям предотвращения или устранения неправильного стиля общения с детьми в семье или образовательных учреждениях;

— формированию нового типа и стиля общения с детьми и подростками;

— формированию у детей интереса к познавательно-интеллектуальной деятельности;

— предупреждению патологических и девиантных форм поведения у детей. Нами в течение последних 14 лет открытыми сравнительными исследованиями было статистически достоверно подтверждено с позиций доказательной медицины, что включение родителей детей, страдающих разными проблемами развития: специфическими расстройствами развития речи, психического развития, нарушениями школьных навыков, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и/или гиперактивностью, имеющих проявления аутистического спектра, как равноправных партнеров в комплексную медико-психолого-педагогическую помощь. Девиантная форма поведения — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Таким образом, бесспорно можно считать, что система «Особые дети — особое общение» является именно тем инструментом, который позволяет терпеливо, безболезненно, бесконфликтно, с большой степенью эффективности решать сложные и очень сложные ситуации, связанные с развитием ребенка, его социализацией, обучением и качеством жизни. В связи с этим в книге мы широко освятили вопросы, связанные:

— с возрастными особенностями психоэмоционального развития детей и подростков;

— особенностями стиля семейного воспитания;

— особенностями течения критических возрастных периодов;

— с разными факторами и обстоятельствами, которые влияют на формирование психоэмоциональной сферы ребенка, как положительно, так и отрицательно.

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей»Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей» Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые. Я хочу представить вам игровую технологию.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и совершенствование работы с семьей педагогов-психологов
Опубликовано: 29 декабря 2024 в 19:47
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и совершенствование работы с семьей педагогов-психологов» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 января 2025 четверг
2025 год объявлен Президентом РФ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом
03 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД