МААМ-картинки

Организация и результаты исследования уровня сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Безбородова Екатерина
Организация и результаты исследования уровня сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного обучения в школе будущему первокласснику необходимо обладать хорошо развитой связной речью. Программа образовательного учреждения требует от детей полного развернутого ответа, последовательно и четко излагать свои мысли, пересказывать содержание рассказов, текстов из учебников. Все это необходимо развивать в дошкольном возрасте, создавать необходимые условия

для полноценного формирования связной речи. Одним из таких условий является логопедическое сопровождение детей, имеющих нарушение речи [1; 5; 6].

Анализ научно-методической литературы показывает, что у детей с общим недоразвитием речи снижены когнитивные функции. Исходя

из этого, можно утверждать, что у детей данной категории возникают трудности в овладении связной речью. А именно это трудности

с описанием предмета, пересказом текста, составлением рассказа,

как по сюжетной картине, так и по серии картинок.

Было установлено, что есть необходимость проведения экспериментального исследования, целью которого является совершенствование коррекционно-педагогической деятельности логопеда по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для эффективной разработки методических рекомендаций было проведено изучение состояния связной речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное исследование проводилось на базе

МК ДОУ Починковский детский сад № 8, участниками были 11 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет, с речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи III уровня).

Разрабатывая методику констатирующего эксперимента

мы опирались на исследования А. А. Леонтьева о речевой деятельности [3], также на методику исследования связной речи у дошкольников

В. П. Глухова и рекомендации, представленные О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.

Далее были определены критерии развития связной речи:

1) самостоятельность;

2) установление причинно-следственных связей;

3) самостоятельное выстраивание рассказа с соблюдением последовательности: завязка, кульминация, развязка;

4) использование в речи разнообразных синтаксических конструкций, соблюдение лексико-грамматических норм.

Диагностическое задание № 1. «Описание предмета».

Цель: определение уровня сформированности умения описывать предмет.

Оборудование: предмет (кукла, игрушка).

Ребенку в игровой форме предлагается рассмотреть предмет (кукла игрушка, а затем описать. Дошкольник должен рассказать, какой это предмет, что с ним можно делать, как с ней играть. Ответ ребенка анализируется и важно обратить внимание на характер высказываний, точность и обобщенность рассказа. При этом рассказ ребенка фиксируется дословно.

Инструкция: «Посмотри внимательно на предмет и опиши

его. Расскажи, какой это предмет, что с ним можно делать и как с ним играть».

Критерии оценивания выполнения диагностического задания:

1) Сформирован на высоком уровне – рассказ составлен самостоятельно, в описании присутствуют распространенные предложения.

2) Сформирован на среднем уровне – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, отмечается скудный словарный запас.

3) Сформирован на низком уровне – ребенок не может самостоятельно выполнить задание, отмечаются грубые аграмматизмы.

Диагностическое задание № 2. «Пересказ теста».

Цель: определение уровня сформированности умения раскрыть содержание текста и последовательно передать структуру рассказа, определить, какие синтаксические связи дети используют.

Сначала дошкольнику предлагается внимательно прослушать текст, а затем пересказать его.

Детям предлагается прослушать текст и пересказать его.

При этом необходимо дословно фиксировать пересказы детей.

Для анализа пересказа мы определили следующие критерии:

1. Понимание содержания рассказа.

2. Объем пересказа (подсчет предложений и слов).

3. Соблюдение структуры рассказа.

4. Раскрытие структурных частей.

Инструкция: «Внимательно послушай текст и перескажи его».

Критерии оценивания выполнения диагностического задания:

1) Сформирован на высоком уровне – текст пересказан самостоятельно, предложения правильно грамматически

и интонационно оформлены.

2) Сформирован на среднем уровне – в пересказе отмечаются нарушения последовательности сюжета, грамматические ошибки, речь выразительно не оформлена.

3) Сформирован на низком уровне – текст пересказан с помощью педагога, отмечаются грубые аграмматизмы, речь невыразительна.

Диагностическое задание № 3 «Составление рассказа

по сюжетной картине».

Цель: определение уровня сформированности умения составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного изображения.

Оборудование: сюжетная картинка.

Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку и составить по ней рассказ. Рассказ дословно фиксируется.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку и расскажи,

что нарисовано на ней. Опиши людей, предметы, события, которые изображены».

Критерии оценивания выполнения диагностического задания:

1) Сформирован на высоком уровне – рассказ составлен самостоятельно, можно выделить все структурные части: завязка, кульминация, развязка.

2) Сформирован на среднем уровне – рассказ составлен

с незначительной помощью педагога, отмечаются ошибки

при согласовании.

3) Сформирован на низком уровне – рассказ составлен с помощью педагога, отмечаются грубые аграмматизмы, речь невыразительна.

Диагностическое задание № 4 «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Цель: определение уровня сформированности умения детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядных последовательных сюжетных картинок.

Оборудование: сюжетные картинки.

Сначала перед ребенком последовательно раскладываются картинки. Дошкольнику предлагается их рассмотреть, определить начало и конец. Затем ребенок составляет рассказ. Ответ дословно фиксируется.

Инструкция: «Я сейчас разложу картинки. Посмотри на них внимательно и определи начало и конец, расскажи про главного героя. Придумай рассказ про него, дай ему имя».

Критерии оценивания выполнения диагностического задания:

1) Сформирован на высоком уровне – рассказ составлен самостоятельно, верно определены начало, середина, конец рассказа.

2) Сформирован на среднем уровне – рассказ составлен

с незначительной помощью взрослого, отмечаются трудности

в согласовании слов.

3) Сформирован на низком уровне – рассказ составлен с помощью взрослого, не определены начало, середина, конец.

Диагностика проходила в несколько этапов. Сначала

мы проводили беседу с ребенком, в ходе которой узнавали кто его собирал в детский сад, кто привел в детский сад, чем он занимался

в группе, чем запомнился ему сегодняшний день, какая у него любимая игрушка в группе. Далее дети выполняли диагностические задания

в игровой форме. Все полученные результаты фиксировались по ходу выполнения заданий. В ходе диагностики был применен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Мы выделили следующие критерии диагностики: описание, понимание темы, целостность, структурное оформление.

Уровень сформированности умения описывать предмет

мы оцениваем по результатам первого диагностического задания «Описание предмета». После выполнения мы получили следующие результаты. Задание выполняли 11 детей (100 %). Большинство детей (71 %) данный навык сформирован на низком уровне –

дети не описывали игрушку по наводящим вопросам взрослого, называли отдельные слова, не связывая их в предложение

У 20 % отмечается средний уровень сфомированности –

дети описывали игрушку с помощью педагога. Отмечается скудный словарный запас (Она красивая). Не все слова в предложениях согласованы.

Дети с высоким уровнем (9 %) составили рассказ правильно,

без помощи взрослого. В описании присутствуют распространенные предложения. Дошкольники владеют навыками интонационной выразительности речи.

Уровень сформированности понимания темы и умения последовательно передать структуру рассказа мы оценивали по второму диагностическому заданию «Пересказ текста». По результатам выполнения задания, мы получили следующие данные. Большая часть детей (73 %) выполнила задание на низком уровне. Дошкольники

не смогли пересказать текст, требовалась помощь педагога.

Они использовали отдельные слова, допускали длинные паузы, речь невыразительна. У 18 % детей отмечается средний уровень выполнения задания. В их пересказах отмечались нарушение последовательности сюжета, грамматические ошибки. Пересказ выразительно не оформлен. Предложения простые, нераспространенные. Меньшая часть детей (9 %) выполнили задания на высоком уровне. Дошкольники самостоятельно пересказали текст. Предложения были правильно грамматически

и интонационно оформлены. Можно отметить владение способами согласования и образования слов.

Далее мы оценивали уровень сфомированности целостности передачи текста. Дети предлагалось выполнить диагностическое задание «Составление рассказа по сюжетной картине». Основная часть детей

(64 %) справилась с третьим заданием на низком уровне. Дети не смогли самостоятельно составить рассказ, требовались наводящие вопросы педагога. В основном дошкольники в своих ответах использовали простые предложения, отмечались длинные паузы, речь была маловыразительна. Для 27 % детей характерен средний уровень выполнения задания. Дошкольники составили рассказ с помощью взрослого. В рассказе можно выделить все структурные части: завязку, кульминацию, развязку. В основном были распространенные предложения, но были допущены лексико-грамматические ошибки,

а именно это ошибки при согласовании слов, употреблении слов

в неправильном значении. Меньшая часть детей (9 %) рассказ составили самостоятельно. Четко выделены все структурные части: завязка, кульминация, развязка. Дети использовали в своих рассказах распространенные предложения. Можно отметить, что дети владеют способами образования и согласования слов в предложениях. Однако наблюдаются грамматические ошибки, которые связаны

с неправильным построением сложных предложений.

Затем мы оценивали уровень сфомированности составления структурного оформления рассказа. Дети выполняли диагностическое задание «Составление рассказа по серии сюжетных картинок». После проведения задания были получены следующие данные – 79 % детей,

а это большинство исследуемой группы, имеют низкий уровень сфомированности умения составлять связный сюжетный рассказ.

У 12 % детей отмечается средний уровень выполнения задания. Дошкольникам требовалась помощь педагога в составлении рассказа. Рассказ был составлен со стимулирующей помощью. Предложения нераспространенные, простые. Отмечались трудности в согласовании слов. Для 9 % детей характерен высокий уровень. Дошкольники самостоятельно определили начало, середину конец рассказа. Предложения правильно грамматически оформлены.

Проанализировав результаты, полученные в ходе диагностики, можно сделать вывод, что у большей части дошкольников (64 %) низкий уровень сформированности связной речи. Для таких детей характерно снижение речевой активности и познавательных процессов. Данная категория детей отличается пассивностью и низким уровнем речевой активности как с детьми, так и со взрослыми. На занятиях дошкольники с общим недоразвитием речи невнимательны, при ответах не могут последовательно и точно изложить свои мысли, точно передать содержание об увиденном. Следует отметить, что не только связная речь находится на низком уровне сформированности, но и словарный запас не соответствует возрастной норме, поэтому в основном дети высказываются схематично и кратко.

При реализации рабочих программ по преодолению речевых нарушений у дошкольников, можно отметить, что не всегда уделяется достаточно времени на формирование и развитие связной речи. В связи с этим возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по развитию и формированию связной речи. Данные методические рекомендации можно использовать не только

на логопедических занятиях, но и на занятиях, которые проводит воспитатель в группе, например, на занятиях по развитию речи

и по ознакомлению с окружающим миром.

Зачастую дети с общим недоразвитием речи невнимательны

и с трудом воспринимают информацию на слух. Для того чтобы информация усваивалась как можно лучше, необходимо использовать различные приемы наглядности. Например, при составлении описательного рассказа нужно использовать схемы, опорные карточки. Для развития пространственного представления важно включать

в занятия работу со схемами предлогов. Различные приемы мнемотехник облегчат запоминание и пересказ рассказа или сказки.

Все выше перечисленные приемы являются эффективными

в работе по формированию связной речи. Данные приемы и техники можно обобщить в дидактическом пособии «Фразовый конструктор». Данное пособие облегчает построение фраз, предложений, и работа

по формированию связной речи будет более эффективной. Пособие состоит из полей, где выстраиваются схемы предложений и из большого количества изображений, что позволяет ребенку пополнить словарный запас и усвоить лексико-грамматические категории.

Данное пособие состоит из 5 частей. Первая часть направлена

на формирование двухсловной фразы, которая состоит из подлежащего (кто/что это) и сказуемого (что делает). Вторая часть фразового конструктора направлена на работу по формированию трехсловной фразы с прямым и с косвенным дополнением. В третьей части фразового конструктора добавляются простые предлоги, благодаря чему у детей формируются пространственные представления. В четвертой части фразового конструктора добавляется определение. В пятой части отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов: прилагательное, существительное, глагол, существительное (прямое дополнение).

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор» направлено

на работу по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Схемы

и картинный материал, которые предложены в пособии, позволяют развивать не только речь ребенка, но и когнитивные функции,

такие как внимание, память, мышление. Данное пособие будет удобно

и полезно в работе не только учителям-логопеда, но и воспитателям, родителям. Приведем пример экспериментальной схемы предложения (рисунок 1).

Схема двухсловного предложения

Рисунок 1. Двухсловное предложение

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку на схеме

и назови действие, которое изображено. Затем подбери предметы

к этому действию».

После разработки дидактического пособия, мы апробировали его на логопедических занятиях. Для этого было составлено тематическое планирование, в которое включало в себя темы занятий, речевой материал и схемы предложений из пособия «Фразовый конструктор». Схемы предложений были включены в каждое занятие

и соответствовали теме и речевому материалу.

После проведения логопедических занятий по развитию связной речи с использованием фразового конструктора, можно утверждать,

что дети стали быстрее составлять предложения, почти не допуская грамматических ошибок. Отметим, что благодаря работе с фразовым конструктором мы активизировали не только речь детей с общим недоразвитием речи, но когнитивные функции. Теперь дошкольники лучше запоминают материал и более внимательны на занятиях.

У них наблюдается заметная положительная динамика формирования связной речи, что подтверждают результаты контрольного эксперимента.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева) по теме: «Проектирование коррекционно-педагогической деятельности логопеда в условиях инклюзивной практики».

Литература

1. Абрамова, И. В. Организационно-содержательные основы деятельности педагога по обеспечению единого речевого режима для обучающихся с речевыми нарушениями / И. В. Абрамова, И. В. Лапшина, Н. П. Милованцева. – Текст : непосредственный // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2019. – № 12 (2). – С. 74–78.

2. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – М. : МГОПУ, 1995. – 232 с. Текст : непосредственный.

3. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности /

А. А. Леотьев. – М. : Наука, 1974. – 367 с.

4. Логопедия. Теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. –

М. : Эксмо, 2017. – 608 с. Текст : непосредственный.

5. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2011. – 240 с.

Текст : непосредственный.

6. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т. А. Ткаченко – Москва: Ювента. – 2007. – 64 с. Текст : непосредственный.

7. Ушакова О. С Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений // О. С. Ушакова, Е. М, Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2004. – 288 с. Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация и результаты исследования уровня сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 13 января 2025 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и результаты исследования уровня сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Безбородова Екатерина (УИ 2023910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД