Татьяна Чечетенко
Организация и проведение занятий физической культурой с элементами логоритмики в ДОУ
▼ Скачать
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. В типовой программе "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи" (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) даны предложения по организации сотрудничества педагога-логопеда и специалистов детского сада. Согласно рекомендациям авторов, чтобы стимулировать активность речевых центров, занятия физкультурой должны включать упражнения на развитие дыхания, расслабление, а также использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями.
Публикация «Организация и проведение занятий физической культурой с элементами логоритмики в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Логоритмика - это техника, основанная на соединении слов, музыки и движения. Любые ритмичные движения активизируют деятельность человеческого мозга. Поэтому с раннего детства рекомендуется развивать чувство ритма в доступной дошкольникам форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические элементы также включаются в занятия физкультурой, что делает коррекционную работу более успешной.
Во вводной части урока рассматриваются различные виды ходьбы, перестановки и бег под музыку, упражнения с песнопениями.
При выполнении упражнений дети одновременно произносят речитатив.
Например: (различные виды ходьбы с речевым сопровождением)
Текст
Движения
Зайчик весело ходит,
задирает ножки повыше,
Вот так, вот так,
поднимай ноги выше
(ходит, высоко поднимая колени)
Он шел на каблуках,
Нос был поднят вверх,
Вот так, вот так,
Нос был задран вверх.
(ходьба на каблуках)
Банни привстал на цыпочки,
Он шел по тропинке,
вот и все, вот и все,
Он шел по тропинке
(ступая на носках)
Упражнение с речью:
Текст
Раз, два
Там есть ракета
Три, четыре
Самолет
Пять, шесть
Хлопните в ладоши
И затем
Прыгай вперед
Движения
представляют собой шаг в сторону вперед
, руки вверх
, шаг в сторону вперед
, руки в
стороны, шаг в сторону вперед
, хлопок
пружины
прыгать
Элементы логоритмики во вводной части способствуют эмоционально позитивному настрою и повышают двигательную активность детей.
Введение слова, особенно в стихотворной форме, помогает поддерживать ритм движения.
В основной части урока элементы логоритмики могут быть использованы как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений (подъем по гимнастической лестнице с распевом, упражнения с мячом). При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение соответствующих возрасту звуков.
Вначале большинство упражнений выполняется на основе демонстрации, совместных действий с учителем, затем задания постепенно усложняются и постепенно учитель переходит к речевым инструкциям.
На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий используется метод "произнесения вслух".
Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, затем произносите текст вместе с упражнениями. Стихи подобраны таким образом, чтобы соотносить ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются в поэтапной манере.
При выполнении базовых движений не все задачи могут быть выполнены путем одновременного перемещения и произнесения слов. Это может вызвать нарушения дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.
Например, при подъеме по гимнастической лестнице одна подгруппа детей поднимается по лестнице, а другая в это время произносит текст:
Текст перемещения
Еж топал по тропинке, Топ-топ, топ-топ, топ-топ, А гриб нес на спине, Топ-топ, топ-топ, топ-топ.
Дети поднимаются по лестнице
Спускаюсь
Поднимающийся
Спускаюсь
При проведении занятий физкультурой с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением.
Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.
Тема подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует инструктора по физкультуре, по какой теме следует подобрать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. Игры включают в себя различные формы передвижения – бег, прыжки с трамплина, ходьбу и т. д., которые требуют скорости, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают комплексное воздействие на организм.
Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициативность, смелость, чувство товарищества, дисциплинированность, умение действовать в команде и способствуют развитию речи детей.
Музыкальное сопровождение игр приводит к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и навыков, полной координации движений, воспитывает чувство ритма, развивает координацию движений.
В заключительной части урока хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.
Каждый урок включает задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они улучшают зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к концентрации внимания и развивают волевую сферу детей. Сочетание движения и речи развивает способность контролировать свое тело.
Использование логоритмических элементов на уроках физкультуры является очень важным компонентом на пути к коррекции речевых и двигательных недостатков детей с речевой патологией, способствует преодолению речевой патологии и, в конечном счете, социальной реабилитации детей.