Воробьева Ксения
Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры - это основа развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Организовать их так, чтобы они были яркими, интересными и полезными, можно придерживаясь следующих шагов:
1. Выбор темы:
• Актуальность: Выбирайте темы, близкие к опыту детей, отражающие их интересы, учитывающие проходящие в группе мероприятия, праздники и т. д.
Публикация «Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе» размещена в разделах
• Творческий подход : Не бойтесь отходить от стандартных сюжетов ("больница", "магазин", придумывайте новые, необычные идеи.
• Сложность: Учитывайте возрастные особенности детей. Игры для старших дошкольников должны быть более сложными по сюжету, с большим количеством ролей и действий.
2. Подготовка к игре:
• Создание игровой среды: Оборудуйте игровой уголок необходимыми атрибутами: мебелью, одеждами, предметами для игры, картинками, игрушками.
• Игровая атрибутика: Важно, чтобы атрибуты были яркими, интересными и соответствовали сюжету игры.
• Игровая инструкция: Расскажите детям о сюжете игры, о ролях, которые они могут выбрать, о правилах игры.
• Стимулирование фантазии: Предложите детям придумать новые детали сюжета, роли, диалоги, создать своих персонажей.
3. Проведение игры :
• Самостоятельность: Позвольте детям самостоятельно выбирать роли, придумывать сценарии, действовать по своему замыслу.
• Поддержка: Наблюдайте за игрой детей, помогайте им в трудных моментах, подсказывайте новые идеи, но не навязывайте свой сценарий.
• Совместные действия: Принимайте участие в игре, но не в роли главного персонажа, а в роли помощника, консультанта, партнера по игре.
• Обсуждение: После окончания игры обсудите с детьми их впечатления, что им понравилось, что вызвало затруднения, какие новые идеи возникли в процессе игры.
Важно помнить:
• Создание эмоционально комфортной обстановки: Создайте в группе атмосферу творчества, поддержки, доверия.
• Поощрение фантазии: Хвалите детей за оригинальность их идей, за их способность придумывать новые сюжеты, персонажей, действия.
• Развитие речи: Стимулируйте детей высказывать свои мысли, рассказывать о своих героях, придумывать диалоги.
• Учитывайте интересы детей: Организуйте игры, которые соответствуют их интересам и возрастным особенностям.
Примеры творческих сюжетно-ролевых игр :
1. Игра «Банк»
Цель: формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Игровые средства: банкомат, бейджик, муляжи банковских реквизитов, галстуки, банковские карты, денежные купюры, компьютер-игрушка, кошельки, сумочка.
Подготовка к игре: рассказ воспитателя на тему: «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка»; рассматривание картин и иллюстраций банка; проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке»; дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»; беседа на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Валюта разных стран»; просмотр презентации «Я-Банкир»; Чтение художественной литературы: Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей».
Возраст: 5-6 лет.
Игровые роли: кассир (оператор) - выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям; администратор банка - организует работу банка, следит за соблюдением режима работы банка; менеджер (кредитный) - оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов; консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом; охранник - следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств; клиенты банка - получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.
Ход игры: каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию, а при затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его. После посещения банка клиенты банка идут по своим делам: посещают кафе, делают покупки в «Супермаркете», заходят в больницу и «Салон красоты», потом еще раз могут зайти в банк. Сотрудники банка в обеденный перерыв идут в кафе, после чего возвращаются на рабочие места.
Окончание игры: звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается. Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка. [28]
Игра «Школа»
Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.
Игровой материал: куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши, предметы-заместители.
Подготовка к игре: экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.
Возраст: 5-6 лет.
Игровые роли: учитель, ученики.
Ход игры: перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе : показать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.
Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку и др.).
Игра «Кинотеатр»
Цель: способствовать совместной игре детей.
Игровой материал: макет экрана кинотеатра, билеты с контактной лентой для смены названия мультика, деньги, картинки для показа мультфильма, стульчики.
Подготовка к игре: подбор иллюстративного материала; оформление его в стиле киноленты; составление рассказов по картинкам и схемам на различные лексические темы.
Возраст: 5-6 лет.
Игровые роли: кассир, зрители, рассказчик.
Ход игры: рассказчик выбирает мультик, который будет рассказывать. Наклеивает на билеты картинку, и приглашает зрителей купить билеты и посмотреть его мультфильм. Посетители идут в кассу, покупают билеты. (У каждого билета свой номер места и своя цена, расплачиваются с кассиром. Рассаживаются на свои места. Рассказчик рассказывает и показывает свой мультик в картинках.
Итог игры: в конце игры посетители кинотеатра рассказывают, что им понравилось в мультике, что запомнилось.
«Моряки»
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1. формировать умение брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры;
2. совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;
3. подбирать предметы и игрушки в соответствии с ролью;
4. развивать умение сооружать различные конструкции, подбирать детали, игрушки необходимые для игры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение книг на морскую тематику. Беседы опрофессии людей, которые несут службу на Морском флоте.
Оборудование: фуражка для капитана, бинокль, медицинский халат, спасательные круги (обручи, якорь, бескозырки, маски для подводного плаванья, баллоны с воздухом (бутылки из-под минеральной воды, руль для рулевого, фартук и колпак для кока.
Возраст: 5-6 лет.
Ход:
Собирайся детвора
Нас ждет интересная игра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня утром нашла вот такой конверт. Давайте посмотрим, что же там, (распечатывает конверт)
Воспитатель: Смотрите открытка, написано с 23 февраля. Интересно кого это у нас в группе поздравить хотели (ответы детей)
Воспитатель: Да. Действительно мальчиков. 23 февраля – это праздник всех мужчин, воинов. Наши мальчики, когда вырастут тоже пойдут служить в армию. (на открытке изображен корабль)
Воспитатель: Какой красивый корабль. Я так хочу стать моряком и отправиться в плаванье на корабле. А вы ребята хотите? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята в конверте еще что-то есть? (картинки с изображением профессий людей, которые служат на корабле)
Рассматриваем с детьми картинки, сидя на полу. Дети выбирают себе роли и одевают бейджики с той картинкой, какую роль они себе выбрали.
Воспитатель: На чем интересно мы поплывем?
Воспитатель: Так у нас нет корабля. Что делать?
Воспитатель: Из чего можно построить корабль?
Воспитатель: Ребята давайте построим корабль из стульчиков.
Воспитатель: Корабль готов. Пойду, возьму, что мне нужно для плаванья.
Дети собирают в рюкзаки предметы согласно выбранных ролей.
Раздается гудок. Дети усаживаются на корабль, выполняют действия соответственно выбранной роли.
Воспитатель: Слышите, какой - то шум? Что-то случилось? Кажется, корабль столкнулся айсбергом, образовалась пробоина. Что делать?
Капитан отдает приказ: Водолазы устранить пробоину.
(водолазы с помощью инструментов устраняют пробоину под водой)
Воспитатель: Кажется, человек за бортом.
Капитан: Бросить спасательный круг. (обруч)
Воспитатель постоянно ненавязчиво помогает детям развивать сюжет игры, при этом выполняет действия согласно своей роли.
Дети кушают на корабле, спасают людей за бортом, обращаются к врачу за помощью, поют песню, делают зарядку, высаживаются на сушу, чтобы пополнить запасы пресной воды.
Возвращаются домой.