МААМ-картинки

Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Воробьева Ксения
Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Сюжетно-ролевые игры - это основа развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Организовать их так, чтобы они были яркими, интересными и полезными, можно придерживаясь следующих шагов:

1. Выбор темы:

Актуальность: Выбирайте темы, близкие к опыту детей, отражающие их интересы, учитывающие проходящие в группе мероприятия, праздники и т. д.

Публикация «Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе» размещена в разделах

Творческий подход : Не бойтесь отходить от стандартных сюжетов ("больница", "магазин", придумывайте новые, необычные идеи.

Сложность: Учитывайте возрастные особенности детей. Игры для старших дошкольников должны быть более сложными по сюжету, с большим количеством ролей и действий.

2. Подготовка к игре:

Создание игровой среды: Оборудуйте игровой уголок необходимыми атрибутами: мебелью, одеждами, предметами для игры, картинками, игрушками.

Игровая атрибутика: Важно, чтобы атрибуты были яркими, интересными и соответствовали сюжету игры.

Игровая инструкция: Расскажите детям о сюжете игры, о ролях, которые они могут выбрать, о правилах игры.

Стимулирование фантазии: Предложите детям придумать новые детали сюжета, роли, диалоги, создать своих персонажей.

3. Проведение игры :

Самостоятельность: Позвольте детям самостоятельно выбирать роли, придумывать сценарии, действовать по своему замыслу.

Поддержка: Наблюдайте за игрой детей, помогайте им в трудных моментах, подсказывайте новые идеи, но не навязывайте свой сценарий.

Совместные действия: Принимайте участие в игре, но не в роли главного персонажа, а в роли помощника, консультанта, партнера по игре.

Обсуждение: После окончания игры обсудите с детьми их впечатления, что им понравилось, что вызвало затруднения, какие новые идеи возникли в процессе игры.

Важно помнить:

Создание эмоционально комфортной обстановки: Создайте в группе атмосферу творчества, поддержки, доверия.

Поощрение фантазии: Хвалите детей за оригинальность их идей, за их способность придумывать новые сюжеты, персонажей, действия.

Развитие речи: Стимулируйте детей высказывать свои мысли, рассказывать о своих героях, придумывать диалоги.

Учитывайте интересы детей: Организуйте игры, которые соответствуют их интересам и возрастным особенностям.

Примеры творческих сюжетно-ролевых игр :

1. Игра «Банк»

Цель: формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».

Игровые средства: банкомат, бейджик, муляжи банковских реквизитов, галстуки, банковские карты, денежные купюры, компьютер-игрушка, кошельки, сумочка.

Подготовка к игре: рассказ воспитателя на тему: «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка»; рассматривание картин и иллюстраций банка; проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке»; дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»; беседа на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Валюта разных стран»; просмотр презентации «Я-Банкир»; Чтение художественной литературы: Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей».

Возраст: 5-6 лет.

Игровые роли: кассир (оператор) - выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям; администратор банка - организует работу банка, следит за соблюдением режима работы банка; менеджер (кредитный) - оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов; консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом; охранник - следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств; клиенты банка - получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.

Ход игры: каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию, а при затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его. После посещения банка клиенты банка идут по своим делам: посещают кафе, делают покупки в «Супермаркете», заходят в больницу и «Салон красоты», потом еще раз могут зайти в банк. Сотрудники банка в обеденный перерыв идут в кафе, после чего возвращаются на рабочие места.

Окончание игры: звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается. Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка. [28]

Игра «Школа»

Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал: куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши, предметы-заместители.

Подготовка к игре: экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Возраст: 5-6 лет.

Игровые роли: учитель, ученики.

Ход игры: перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе : показать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.

Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку и др.).

Игра «Кинотеатр»

Цель: способствовать совместной игре детей.

Игровой материал: макет экрана кинотеатра, билеты с контактной лентой для смены названия мультика, деньги, картинки для показа мультфильма, стульчики.

Подготовка к игре: подбор иллюстративного материала; оформление его в стиле киноленты; составление рассказов по картинкам и схемам на различные лексические темы.

Возраст: 5-6 лет.

Игровые роли: кассир, зрители, рассказчик.

Ход игры: рассказчик выбирает мультик, который будет рассказывать. Наклеивает на билеты картинку, и приглашает зрителей купить билеты и посмотреть его мультфильм. Посетители идут в кассу, покупают билеты. (У каждого билета свой номер места и своя цена, расплачиваются с кассиром. Рассаживаются на свои места. Рассказчик рассказывает и показывает свой мультик в картинках.

Итог игры: в конце игры посетители кинотеатра рассказывают, что им понравилось в мультике, что запомнилось.

«Моряки»

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. формировать умение брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры;

2. совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

3. подбирать предметы и игрушки в соответствии с ролью;

4. развивать умение сооружать различные конструкции, подбирать детали, игрушки необходимые для игры.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение книг на морскую тематику. Беседы опрофессии людей, которые несут службу на Морском флоте.

Оборудование: фуражка для капитана, бинокль, медицинский халат, спасательные круги (обручи, якорь, бескозырки, маски для подводного плаванья, баллоны с воздухом (бутылки из-под минеральной воды, руль для рулевого, фартук и колпак для кока.

Возраст: 5-6 лет.

Ход:

Собирайся детвора

Нас ждет интересная игра.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня утром нашла вот такой конверт. Давайте посмотрим, что же там, (распечатывает конверт)

Воспитатель: Смотрите открытка, написано с 23 февраля. Интересно кого это у нас в группе поздравить хотели (ответы детей)

Воспитатель: Да. Действительно мальчиков. 23 февраля – это праздник всех мужчин, воинов. Наши мальчики, когда вырастут тоже пойдут служить в армию. (на открытке изображен корабль)

Воспитатель: Какой красивый корабль. Я так хочу стать моряком и отправиться в плаванье на корабле. А вы ребята хотите? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята в конверте еще что-то есть? (картинки с изображением профессий людей, которые служат на корабле)

Рассматриваем с детьми картинки, сидя на полу. Дети выбирают себе роли и одевают бейджики с той картинкой, какую роль они себе выбрали.

Воспитатель: На чем интересно мы поплывем?

Воспитатель: Так у нас нет корабля. Что делать?

Воспитатель: Из чего можно построить корабль?

Воспитатель: Ребята давайте построим корабль из стульчиков.

Воспитатель: Корабль готов. Пойду, возьму, что мне нужно для плаванья.

Дети собирают в рюкзаки предметы согласно выбранных ролей.

Раздается гудок. Дети усаживаются на корабль, выполняют действия соответственно выбранной роли.

Воспитатель: Слышите, какой - то шум? Что-то случилось? Кажется, корабль столкнулся айсбергом, образовалась пробоина. Что делать?

Капитан отдает приказ: Водолазы устранить пробоину.

(водолазы с помощью инструментов устраняют пробоину под водой)

Воспитатель: Кажется, человек за бортом.

Капитан: Бросить спасательный круг. (обруч)

Воспитатель постоянно ненавязчиво помогает детям развивать сюжет игры, при этом выполняет действия согласно своей роли.

Дети кушают на корабле, спасают людей за бортом, обращаются к врачу за помощью, поют песню, делают зарядку, высаживаются на сушу, чтобы пополнить запасы пресной воды.

Возвращаются домой.

Публикации по теме:

Зоны для сюжетно-ролевых игр в группеЗоны для сюжетно-ролевых игр в группе Добрый вечер. Сегодня я хочу поделиться с вами тем как оформлены зоны для сюжетно- ролевых игр у меня в группе. В прошлом году я набрала целую.

Фотоотчёт «Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе»Фотоотчёт «Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе» Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,.

Фотоотчёт о занятии по лепке в старшей группе «Сладости — атрибуты для сюжетно-ролевых игр»Фотоотчёт о занятии по лепке в старшей группе «Сладости — атрибуты для сюжетно-ролевых игр» Цель: изготовление атрибутов своими руками для сюжетно-ролевых игр. Задачи: - совершенствовать технику лепки; - учить самостоятельно определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе
Опубликовано: 1 июля 2024 в 02:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Воробьева Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД