Наталья Потапкина
Организация и проведение развлечений. Планирование и принципы составления сценария развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
К организации развлечений в детских садах предъявляется ряд требований: разнообразие содержания для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями; художественные достоинства материала и качество его исполнения, как взрослыми, так и детьми; занимательность содержания, новизна его элементов; доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития; направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей; соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40мин). Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник - откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада. Следует помнить, что развлечения намечаются 1-2 раза в 2 недели во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2-3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требуется по замыслу). Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара. К примеру, планирование развлечений на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительной к школе группе может включать в себя следующие виды развлечений :) тематический концерт "Осенние приметы" (звучит инструментальная, вокальная музыка о природе в исполнении взрослых, дети исполняют стихи, песни об осени);) показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);) музыкальную викторину (проводится музыкальным руководителем вместе с воспитателями, используются произведения знакомые детям);)"В гостях у детей бабушка Арина" (вечер шуток загадок; организуют взрослые);) показ кукольного спектакля (организаторы и исполнители - взрослые);)"Наш веселый концерт" (программа концерта составляется из детских музыкальных и литературных произведений по предварительной заявке детей; организаторы - воспитатели; ведущими концерта могут быть 2-3 ребят);) показ мультфильма (организуют взрослые);) веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть дети);) музыкальную игру-драматизацию (исполнители - дети);) вечер юмора (организуют взрослые). Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи. Например, намечая для развлечений музыкальную игру-драматизацию "Кто виноват?" (музыка Ю. Чичкова, слова В. Викторова, согласно содержанию ставится задача - воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам. Произведение это не программное, и потому следует учесть возможности детей, заблаговременно провести с ними индивидуальную подготовительную работу. Сценарий - это подробная музыкально-литературная разработка. В сценарии подробно и последовательно излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, направление выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность участников, а также указывается примерное оформление развлечения. Прежде всего, определяется тема и идея развлечения. Тема обычно задаётся с самого начала, а к идее как общему главному выводу надо подвести слушателей, зрителей всем ходом действия. Развёртывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию. Перед началом какого-то представления даётся короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано. Далее развёртывается основное действие сценария, которое подчиняется следующим принципам : Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчивается прежде, чем начинается другой. Идея всего сценария наиболее концентрирована в кульминации. Финал - заключение должен стать проявлением активности всех участников Проводится развлечение воспитателем или музыкальным руководителем 2 раза в месяц, во второй половине дня. День для проведения отводится постоянный. Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учёта всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Планы на квартал, на месяц и на год утверждаются методистом сада.