Ремнева Елизавета Александровна
Организация досуговой деятельности для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Протекает досуговая деятельность, как индивидуально, так и коллективно. Коллективное дело это особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Он предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективная работа позволяет создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе дети и взрослые приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Очень полезно, если в процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов.
Публикация «Организация досуговой деятельности для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проводить свой досуг ребенок может и самостоятельно. У детей, особенно ближе к старшему дошкольному возрасту, особенно ярко просыпается интерес к творческим видам деятельности. Дети очень любят рисовать, лепить, делать аппликации, разукрашивать и т. д. Очень важно обеспечить ребенку среду для реализации творческих интересов: приобрести различные виды красок и кистей, наборы цветных карандашей, фломастеров, пластилин, цветная бумага и картон, и многое другое. Родителям стоит давать ребенку время на самостоятельные занятия, но всегда замечать результаты его работы, хвалить за старание, за креативность, поддерживать интерес к творчеству. Это очень хорошая почва для наблюдения за ребенком и своевременного выявления у него талантов и склонностей. В последующем времени можно будет водить ребенка на дополнительные занятие, будь то рисование или пение. Это также хорошо скажется на его развитии и социализации.
Важной частью досуга становится и самообразование детей. Дома можно организовать чтение книг, просмотры мультфильмов или играть в настольные игры. Во время такой деятельности можно развивать навыки чтения, счета, умения различать цвета, предметы и животных. Хорошо стимулируется воображение у ребенка, его способность строить сюжет своих историй самостоятельно или воспринимать события из книг и мультфильмов, находить последовательности и обнаруживать логические связи.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Игры могут быть совершенно любыми: дидактические; сюжетные; ролевые; театрализованные; подвижные; конструктивные. Бытовые дела и обязанности можно также оформить, как игру, но выполняя при этом общую работу, которая осуществляется и организуется членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Обязательно в досуговую деятельность стоит включить физические игры и игры на улице. Для детей с ОВЗ важно учитывать способности и особенности каждого ребенка индивидуально. Физические игры включают в себя любое проявление двигательной активности. Это могут быть игры со спортивным инвентарем (скакалки, обручи, мячи и т. д., утренняя зарядка, расслабляющая разминка перед сном и даже элементарные игры, направленные на мелкую моторику (например, пальчиковая гимнастика). Хорошо двигательная активность сочетается с прогулками, так как на улице ребенку доступно намного больше пространства, света и свежего воздуха, нежели чем в квартире. К тому же, современные детские площадки оснащены детским инвентарем: качели, лестницы, горки – неотъемлемая часть игры на прогулке.
Важно включать ребенка в социо-культурную жизнь общества. Это могут быть посещение кинотеатров, выставок, концертов, прогулки в парках культуры или поездка в зоопарк. Это помогает ребенку познакомиться с окружающим миром, с тем как он устроен, как следует вести себя в обществе и в разных общественных местах. При посещении мероприятий досуговой деятельности у ребенка происходит нормализация взросло-детских отношений, личностный рост, у ребенка развивается воображение, творческие способности, социальная активность, происходит расширение кругозора, нормализация самооценки, расширение круга общения.
Вместе с ребенком следует отмечать праздники не только такие, как новый год и день рождение. Например, если есть домашний питомец, то можно посмотреть, когда отмечают «день кошек» или «день собак». Родители вместе с детьми могут создавать новые особенные дни и традиции, будь то «вечер мультфильмов с пиццей», «день настольных игр» или ежегодная поездка в аквапарк.