Елена Васильевна Алексеева
Организация дошкольного образования для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей. Оно предстает перед нами в виде художественных произведений, созданных писателями, музыкантами, живописцами, скульпторами; расширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом. Объект отражения в искусстве — все эмоциональные стороны действительности, природы и общества и прежде всего эмоции людей — внешние проявления чувств, характера.
Публикация «Организация дошкольного образования для детей с ОВЗ» размещена в разделах
К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. А называются они так потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изображение человека, природы, предметов, видимого мира, и воспринимаются они при помощи зрения. В отличие от литературы, театра, кино, музыки, способных передавать движение и развитие в виде действия во времени, изобразительное искусство всегда воплощает действительность в сиюминутный (данный) момент. И только через него художник должен дать почувствовать зрителю, что предшествовало изображенному мгновению и что, возможно, последует за ним. Художественный образ в изобразительном искусстве — отражение действительности, но не буквальная ее копия. Явление действительности, перенесенное в искусство, выражает отношение художника к изображаемому и таким образом утверждает его эстетические идеалы.
Изобразительное искусство обладает своим языком. Именно это помогает художнику выразить свои мысли, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен, каждый его вид имеет свои особенности и законы. Знать их необходимо не только художникам, но и всем нам. Зная язык, мы будем воспринимать образы искусства ярко, живо, у нас сформируется эмоциональное отношение к описываемым событиям, явлениям, что, в свою очередь, поможет глубже воспринимать окружающую действительность.
Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит, как считали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, в своем развитии определенный путь. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, — умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка. И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появляются некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и ее изображением.
Психолого-педагогические исследования показали: дошкольникам при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности (Н. В. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, П. М. Якобсон и др.).
Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая произведения живописи, отвечая на вопросы педагога, составляя рассказы по картинам, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).
Работа по ознакомлению детей с живописью строится в строго определенной последовательности: сначала они учатся рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения. На втором этапе составляют связные рассказы по картинам, при этом используются такие методические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задание придумать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить, какие события могут последовать за изображенными художником.
На занятиях мы используем музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них, по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению. Детские рисунки и рассказы по картинам оформляются в виде альбомов или устраиваются выставки детских работ. Мы практикуем заочные экскурсии по картинным галереям. Дети с интересом рассматривают картины великих художников, слушают рассказы об их жизни и творчестве. Больше всего детей привлекают яркие художественные произведения. Натюрморт и особенно пейзажная живопись вызывают интерес к изображению предметов, явлений природы, колориту. Пейзажная живопись близка детям благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное, эстетическое воздействие.
Дети с удовольствием слушают сказки об искусстве. Выдумка здесь тесно переплетается с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное — сами картины знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок создается правдивый человеческий образ художника. Это дает детям возможность почувствовать и подышать неповторимым воздухом произведений художников.
Восприятию картин предшествуют наблюдения в природе. Окружающая действительность помогает понять неповторимую красоту, созданную художником, открывает колористические возможности. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны. Повторные наблюдения, художественное слово, музыка не только накапливают впечатления, но и воспитывают культуру образного видения, способствуют формированию художественного образа в рисунках.