Людмила Щепелева
Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ. Доклад на конференции
▼ Скачать + Заказать документы
С принятием Федеральных государственных требований, изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ. Он должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, где ведущей деятельностью является игра. Обучение организовано в виде совместной детской деятельности взрослого и ребёнка (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной и музыкально – художественной).
Публикация «Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ, Доклад на конференции» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Каждое дошкольное учреждение получило возможность разработать свою основную общеобразовательную программу, с учётом видового разнообразия, специфики национально-культурных, демографических, климатических условий и обеспечила бы равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
В нашем детском саду разработана программа «Аистёнок», в основу которой легли Федеральные государственные требования. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса и призвана формировать общую культуру детей, развивать их физические, интеллектуальные и личностные качества, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, и коррекцию их развития. Очень важно в период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. Ведь с нарушением условий естественного развития, их психическому и физическому здоровью наносится ущерб.
ворчески работающие педагоги быстро перестроили свою работу в соответствии с действующими государственными требованиями, обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, гибко подбирая разнообразные формы, методы и приёмы взаимодействия. В нашем детском саду работают кружки: «Логическая азбука», «Почемучка», «Затейники», «Акварелька».
У моих воспитанников различные зрительные нарушения, первичный дефект, как правило, ведё т за собой вторичное отклонение в развитии: это нарушение сенсомоторной, эмоционально - волевой, коммуникативной сферы. Чтобы они были уверенными, успешными, могли ориентироваться в современном мире и постоянно растущем потоке информации, мы учим их различным способам познавательной деятельности (воспринимать информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, находить неординарные решения в различных ситуациях). Приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки – это важные предпосылки для успешного обучения в школе. Понимая, какое значение имеет эта деятельность в развитие личности ребёнка, я решила углублённо работать по этой теме, где активно использую технологию развивающего обучения ТРИЗ – РТВ, которая развивает творческий потенциал ребёнка и позволяет сделать процесс интересным и насыщенным.
елью моей работы по данной проблеме является - развитие детских природных задатков (память, творческое мышление, воображение, путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели разработала следующие задачи:
1. Учить, самостоятельно добывать знания, решать творческие задачи, умело и грамотно находить и преодолевать жизненные противоречия.
2. Формировать умение устанавливать причинно – следственные, причинно – временные и логические связи между предметами и явлениями; работать по образцу, схеме.
3. Развивать умение высказывать, принимать остроумные смелые решения и аргументировать свои доводы.
4. Стимулировать воображение, детское фантазирование.
5. Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.
6. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, взаимопомощь, уверенность в себе.
Необходимым первоначальным условием для развития познавательных способностей, является предметно - развивающая среда, которая строится на основе принципов:
1. Дистанции при взаимодействии (доверительные партнёрские отношения взрослого и ребёнка)
2. Активности, самостоятельности, творчества (создание условий для развития познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств).
3. Стабильности – динамичности (пространственное построение должно быть многофункциональным, легко трансформируемым)
4. Комплексирования и гибкого зонирования (построение непересекающихся сфер активности в пространстве группы)
5. Эстетичности организация среды (эстетически оформленное помещение, обеспечивающие комфорт и уют)
6. Эмоциогенности среды (индивидуальная комфортность и благополучие каждого ребёнка и взрослого)
7. Учёт гендерных и возрастных различий (реализация интересов, наклонностей, способностей мальчиков и девочек)
Развивающее пространство моей группы представляет единую цепь мини – сред, где созданы условия для того, чтобы ребёнок в процессе исследовательской деятельной систематически мог самостоятельно пользоваться оборудованием и материалами для своей деятельности. Познавательный процесс и наблюдения детей за объектами живой и неживой природы осуществляю поэтапно, от простого к сложному в ходе практической деятельности, то есть эксперимента и исследования.
В группе совместно с родителями обновлён и пополнен экспериментально – исследовательский центр.
1. Куклы – персонажи, с помощью которых завязывается сюжет образовательного процесса.
2. Медицинские приборы
3. Дидактические пособия.
4. Дополнительный материал
5. Природный материал.
6. Технические средства.
7. Дополнительный бросовый материал.
8. Приборы – помощники
8. Коллекции (семян, минералов Амурской области, и т. д.)
Несколько лет назад, я прошла курсы развивающей технологии А. В Лимаренко «ТРИЗ-РТВ для дошкольников», которая призвана развивать у ребёнка творческое воображение, мышление, способность выявлять и грамотно разрешать жизненные противоречия. НА базе экспериментально-исследовательского центра, я организовала детскую школу-ТРИЗ «Эврика», которая помогает в процессе деятельности расширять, закреплять знания и познавательные способности о правильном представлении развития окружающего мира, во всём её многообразии, взаимодействии. Мной, разработана план-программа, которая соответствует возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей, её задачи легко интегрируют во всех видах деятельности. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны и любознательны. Первая ступень познания – это живое созерцание, наблюдая за окружающим миром, они делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?» В своей работе с кружковцами я следую мудрому изречению Конфуция : «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – я понимаю»
В основе моей работы с детьми лежит педагогический поиск. Я стараюсь не давать детям готовые знания и раскрывать перед ними истину, а учу её находить. Если ребенок задаёт вопрос, я стараюсь не давать ему готовый ответ, а спрашиваю, что он думает сам. Призывая к рассуждению, я наводящими вопросами, подвожу к тому, чтобы он, на основе имеющихся знаний и представлений, находил ответы и делал открытия для себя сам.
Для решения педагогических задач, использую разные формы работы с детьми:
1. Научные лаборатории «Сеньор-помидор», «Огуречик, огуречик…», «Откуда пришёл картофель?»
2. Диспуты
3. Дискуссии
4. Игры – путешествия «Путешествие в космос»
5. Конкурсы «Творенью пир даёт природа», «Нужное, из ненужного»
6. К В Н
7. Беседы
8. Игровой тренинг.
9. Викторины
10. Встречи с интересными людьми
Познавательно – исследовательскую деятельность с детьми осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и взаимодействии с семьёй. Планирование осуществляю с учётом Федеральных государственных требований, основываясь на принципах:
1. Развивающего образования. (цель которого личностно – ориентированный подход в развития каждого ребёнка)
2. Комплексно – тематического построения образовательной деятельности (недельное тематическое планирование, что даёт возможность интегративно решать педагогические задачи из разных образовательных областей и использовать все виды детской деятельности)
3. Интеграции образовательных областей (педагогический процесс, строю с учётом возрастных возможностей и особенностей детей, взаимосвязи образовательных областей, которые дополняют и взаимно обогащают друг друга)
4. Единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования дошкольников, где формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
5. Соответствия содержания, форм и методов образования возрасту детей.
Проводимая мною работа интересна и плодотворна. Дети моей группы обладают творческим мышлением и воображением, они активны, общительны, с развитым чувством юмора, умеют планировать, анализировать, сопоставлять любую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы. Мои воспитанники принимают активное участие в мероприятиях детского сада, а вокальная группа «Аистёнок» третий год участвует в городских мероприятиях: «Я же ребёнок», «Юные патриоты» в концертных программах, посвящённых Дню защиты детей, дню семьи. На областном конкурсе художественного творчества «Край, в котором я живу» работы моих воспитанников заняли I и III место в своей возрастной категории, а в городском конкурсе «Амурская осень» в этом учебном году мы получили грамоту за победу в номинации.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решать без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Очень важно чтобы родители осознавали, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ним обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
1. Анкетирование «Должны ли быть у мысли правила дорожного движения?»
2. Коллективная выставка «Творенью пир даёт природа»
3. Круглый стол «Развитие познавательных способностей в исследовательской деятельности»
4. Практическая консультация «Опыты и эксперименты в домашних условиях»
5. Марафон открытий «Домашняя лаборатория» совместное экспериментирование детей и родителей в домашних мини – лабораториях.
6. Конкурс: «Нужное из ненужного» (поделки из самого необычного материала)
7. Мастер- класс «Откуда пришёл картофель?»
Мне хотелось бы, чтобы педагоги и родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».