Анна Царевская
Организация подвижных игр на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Публикация «Организация подвижных игр на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чтобы организовать подвижную игру необходимо, чтоб дети упражнялись в освоении основных движений. Можно выделить основные движения характерные для детей младшего дошкольного возраста. Это ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание и ловля. В младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используют различные приемы: указания педагога, его показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. Чтобы научить детей поднимать ноги, следует использовать игры с перешагиванием через шнур, кубики. На третьем - четвёртом году жизни ребёнка нужно учить бегать, сохраняя равновесие и заданное направление, не наталкиваясь на предметы. Для этого можно использовать игры с бегом между двумя линиями, не наступая на них. Дети также учатся бегу с ускорением и замедлением в подвижных играх типа «Догони меня», «Догони мяч». Также в младшей группе вводятся прыжки на двух ногах, с продвижением, в длину и высоту с места. Основное внимание взрослого должно быть направлено на обучение детей отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места. Основными приемами обучения являются показ и объяснение воспитателя, игры с прыжками, зрительные ориентиры.
Подбор игр нужно осуществлять с учетом возрастных особенностей детей, их представлениями, умениями, навыками, знаниями об окружавшем мире. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для использования маленькими детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.
Также важно учитывать состояние детей. Если дети возбуждены, следует провести спокойную, малоподвижную игру, которая потребует от детей концентрации и внимания. Если же дети долго сидели на занятиях, то лучше провести игру с многообразными движениями, которые меняются в соответствии с сюжетом.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
Сбор детей на игру
Сбор детей на игру при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»); использовать звуковые и зрительные ориентиры. Собирать детей надо быстро (1-2 мин., потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса
Чтобы привлечь внимание детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который также подскажет детям движения или заменит в игре правила. Например, игра «Поймай комара» (художественный текст)
Прилетел комар, звеня,
Вьется около меня.
У него шесть длинных ног,
Два крыла и хоботок.
Я внимательно смотрю.
Комару я говорю:
«Ты меня не укуси, дальше ноги уноси!»
Также для создания интереса к игре можно использовать загадки. Например, игра «У медведя во бору»
С черной кнопкой на носу
Этот зверь живет в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,
На лицо немного хмурый.
У него кривые лапы,
Неуклюжий, косолапый.
Любит кушать сладкий мед,
Этот мед у пчел берет.
Объяснение правил игры
Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей данной возрастной группы воспитатель может собрать около себя стайкой или в круг. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Объясняя игру, воспитатель подчеркивает смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. Надо раскрыть только самое главное. Объяснение должно быть кратким, четким, проходить живо. Объясняя игру впервые, воспитатель или сам показывает детям движения, которые могут затруднить их.
Распределение ролей
Роли определяют поведение детей в игре. Важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели исполнять эти роли.
Существует несколько способов выбора водящего:
- назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор
- с помощью считалки (предупреждают конфликты)
- при помощи «волшебной палочки»
Руководство ходом игры
Важным условием является общение детей с взрослым и сверстниками. В освоение детьми новых движений воспитателю принадлежит ведущая роль, важно чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником. Дети младшего дошкольного возраста стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Особенно важно поощрять детей, хорошо выполняющих движение. Кроме того, в ходе игры воспитатель делает замечания нарушившему правила (замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, следит за действиями детей, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей.
Подведение итогов
При подведении итогов игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной. Изменения всегда должны быть обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры. Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке; сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный).