Елена Икрянникова
Образовательный проект «Наши игрушки» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАШИ ИГРУШКИ»
Актуальность проблемы: В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т. д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.
Публикация «Образовательный проект „Наши игрушки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Например, в старшем дошкольном возрасте, родители предпочитают делать акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок, что приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения это необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с миром взрослых они окажутся действительно востребованы. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры, а главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Ведь главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет, что некоторой части дошкольников бывает достаточно трудно. В разработанном мною проекте описывается, что и как нужно сделать, чтобы добиться желаемого, стойкого, положительного результата в работе с детьми по данной теме.
Направленность проекта :
- формирование связной речи, обогащение и расширение словарного запаса по теме;
- использование исторического содержания для формирования у детей представлений об игрушках и игре на Руси;
- развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей русского народа посредством ознакомления с изготовления игрушек в древности;
- проведение работы с родителями, привлекая их к совместному творчеству с детьми;
- проводить обмен опытом с педагогическим коллективом по результатам проекта.
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.
Цель проекта : расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи проекта :
• Дать детям представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, учить выделять их составные части.
• Познакомить с историческими фактами возникновения игрушек.
• Формировать интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
• Формировать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
• Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки.
Продолжительность проекта : 1 месяц (октябрь).
Участники проекта : дети 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Предполагаемый результат:
Знать:
• названия игрушек, их назначение и части,
• виды игрушек,
• где и из каких материалов изготавливают игрушки,
• как появились первые игрушки и их назначение,
• художественные и музыкальные произведения, написанные об игрушках.
Уметь:
• сравнивать и рассказывать, чем отличаются друг от друга игрушки,
• выделять составные части, форму, цвет, материал.
• составлять описательные рассказы о игрушках.
Презентация проекта :
Продукт проекта : выставка игрушек, изготовленных родителями с детьми «Детский музей или все игрушки хороши»; выставка рисунков «Моя любимая игрушка», открытое занятие по теме, издание сборника «Наши рассказы об игрушках» (рассказы об игрушках с фотографиями).
Обеспечение: подготовка предметно-развивающей среды в группе, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, составление библиотеки художественной литературы об игрушках, фотографии и репродукции картин, музыкальные композиции, мультфильмы и фильмы по теме, настольно-печатные и дидактические игры.
Поэтапное распределение деятельности в работе над проектом
Этапы проекта Деятельность педагогов и родителей Деятельность детей
Поисковый этап, целеполагание.
Формулировка проблемы:
«Что мы знаем об игрушках?»
Введение в игровую ситуацию:
• Сюжетно-ролевые игры
• Проблемные вопросы детям.
Формирование задач:
• Расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках. Вхождение в проблему
Активизация информационного опыта, работы в проблемном поле.
Принятие задач.
Уточнить задачи проекта и конечный продукт проекта.
Разработка проекта
Аналитический этап Оказание помощи в решении задач и планировании деятельности:
• Подобрать методическую и художественную литературу, наглядные и видеоматериалы по данной теме.
• Довести до сведения родителей о предстоящем проекте. Актуализировать перед родителями важность выбранной темы. Заинтересовать родителей и нацелить их на взаимодействие.
• Составить перспективный план мероприятий.
• Подобрать необходимые материалы для сюжетно-ролевой игры и настольно-печатные игры.
• Организовать деятельность детей. Планируют деятельность (совместно с воспитателями).
Объединяются в проектные группы.
Распределение ролей.
Распределение обязанностей.
Практический этап. Выполнение проекта.
Организационные работы над проектом (поэтапно).
Поиск решений, продуктивная деятельность, поиск информации, ознакомление с художественной литературой, экскурсионная деятельность, игровые ситуации, проблемные ситуации.
Анкетирование с целью ознакомления как, с какими игрушками предпочитают играть дети, сколько по времени, из чего состоят их игровые действия.
Воспитатель: наблюдает, оказывает практическую помощь, поддерживает интерес детей, направляет, контролирует, систематизирует.
Родители: активные участники проекта, помощники своим детям. Ищут варианты решения задач.
Добывают необходимую информацию, наглядный материал.
Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
Презентационный этап Подготовка к открытому занятию.
Подготовка к выставке «Детский музей или все игрушки хороши» Общая подготовка к открытому занятию.
Активные участники.
Основные направления реализации проекта
I. Обогащение развивающей среды
1. Создание в групповой комнате Мини-музея «Игрушки наших бабушек» - сбор, систематизация и размещение материала и экспонатов по данной теме.
Пополнение дидактическими и настольными играми: «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино» и др.
Пополнение библиотечки книгами А. Барто «Игрушки», Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Е. Шаламонова. Стихи об игрушках.
2. Творческая деятельность детей : изготовление игрушек своими руками, выставка рисунков «Моя любимая игрушка».
II. Работа с детьми
1. Познавательные беседы: цикл бесед по познавательному блоку: «Игрушки»,«Как мы играем с игрушками», «История возникновения игрушки на Руси», «Дымковская и филимоновская игрушки», «Современные игрушки» Цель: познакомить детей с историей появления игрушки, как выглядели «первые» игрушки, из чего были изготовлены, как менялась игрушка с течением времени, из каких материалов теперь изготавливают игрушки.
2. Экскурсионная деятельность: в музей – усадьбу Сукачевана выставку кукол и игрушек «Кукольное путешествие», а так же на выставку старых игрушек в Музей истории города. Цель: познакомить детей с игрушками прошлых лет. Посетить мастер-класс по изготовлению игрушек из ткани и ниток.
3. Видеопросмотры: мультфильмы об игрушках : «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Розовая кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик» и др. ; фильмы об игрушках «Щелкунчик», «Дети в стране игрушек», «Приключения Буратино или Золотой ключик».
Выставки: фотовыставка: «Игрушки народов мира», выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка», выставка старых игрушек прошлого века, выставка репродукций картин «Игрушки глазами художников», «Дети играют».
4. Дидактические игры: «Назови игрушку» цель: закрепить знания детей о игрушках; «Кто скорее соберет игрушки», «Познакомим Мишку с игрушками», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», собери игрушку из пазлов.
5. Организация сюжетно – ролевой игры: «Магазин игрушек» цель: развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей, развивать диалогическую речь, воображение, учить общению.
6. Подбор, чтение и заучивание художественных произведений: разучивание стихотворений об игрушках А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»; Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки»; разгадывание загадок об игрушках.
7. Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского («Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», А. Гречанинова, Г. Свиридова «Альбом пьес для детей. Музыкальный ящик», А. Лядова «Музыкальная табакерка», пьеса для фортепиано «Куколки», Д. Шестаковича «Шарманка» и «Танцы кукол», К. Дебюсси «Ящик с игрушками».
III. Работа с родителями
1. Творческие задания на дом: совместное составление рассказов детей с родителями о любимой игрушке с ее фотографией, совместно с родителями изготовление игрушки (из ткани, ниток, дерева, бросового материала, подбор совместно с родителями фотографий и иллюстраций по теме из журналов, газет и открыток с изображением игрушек.
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
3. Издание сборника «Наши рассказы об игрушках» (рассказы об игрушках с фотографиями)