Костюкова Оксана Анатольевна
Опыты в старшей группе «Мыльная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Мыльная история
Цели: Закрепить и систематизировать знания о мыле: из чего сделано, его свойства и качества, строение и назначение, как им пользоваться, как беречь.
Формировать умение рисовать мылом по ткани, по цветной бумаге.
Учить моделировать /мыло, мыльные пузыри, умывание/. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Темочки:
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, мыльные пузыри. Свойства, эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Набор каждому ребё нку: кусочек мыла, лупа, коктейльная трубочка, губка, баночка для воды, Жидкое мыло, Ферри. Гуашь или акварель. Бейджики “Ученый…”, “Профессор…”. Ткань, картон или бумага для рисования.
ХОД:
Дети-учёные сидят рядами. Перед ними воспитатель-профессор.
-Коллеги! Тема нашего исследования поселилось в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.
Посмотрите, посмотрите –
Тонет в речке и в корыте!
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода?
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится (мыло).
-Что мы будем исследовать? Хотите узнать о тайнах мыла?
А что вы можете сказать о мыле? Знаете ли вы, чем люди умывались раньше?
В давние-давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. Первой была зола. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи. Полученной водой, мылись. В древние времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира. Было оно трёх сортов – твёрдое, мягкое и жидкое.
-В состав мыла “ТИК-ТАК” входят натуральные экстракты различных растений: ноготки /календула/, чабрец, каштан, витамины.
-Мыло расщепляет нерастворимые в воде жиры, которые затем вымываются в виде эмульсии – мыльной пены. Специальные вещества, которые проникают в ткань или поры на коже и вымывают оттуда грязь и жир называют моющими средствами.
-Мылись глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, мыльнянка лекарственная (её называют “мыльной травой”, “собачьим мылом”, хорошо мылятся высушенные и измельчённые корневища, также используется конский каштан.
-Возьмите в руки мыло: погладьте, пощупайте, понюхайте. Какое оно? (твердое, гладкое, скользкое, шероховатое, душистое с разнообразными запахами).
-Почему душистое? (в составе есть цветочный одеколон).
-У кого какое мыло?
-Посмотрите, я опускаю мыло в ёмкость с водой. Что мы замечаем? (оно тонет, булькает-издаёт характерный звук).
-Почему? (имеет вес).
-Оно имеет разный цвет. Почему? (окрашено красителями).
-Так кокой же вывод мы делаем? (мыло бывает разного вида, веса, размера, формы, плотности; оно тонет, пахнет, окрашивается, щиплет глаза и т. д.).
-Что делают мылом? (моют тело, волосы, пользуются парикмахеры и т. д.).
Вспомните, пожалуйста, скороговорку, где говорится об этом?
Мыла Мила Мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло
Мишку мылом не домыла.
– Почему Мила не домыла Мишку? (мыло упало).
– Почему мыло упало? (скользкое).
– Когда мыло становится скользким? (когда оно мокрое, с водой).
– Скажите, пожалуйста, мыло скользкое как что? (рыба, сосулька, масло, лёд, шелк и т. д.).
-Кто боится мыла? (грязнули, трусихи, микробы).
-Кто такие микробы?
– Микробы – это совсем маленькие, не заметные глазам существа. Они вызывают болезни, так и норовят попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. Если кожа покрыта потом, или жиром, она становится липкой и на ней легко задерживается пыль и грязь. Вот тут раздолье микробам. Возьмите лупы и посмотрите внимательно на свои руки. Сколько на коже бороздок и канавок, складок и ямок. Если они забьются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собираются целые полчища. Избавиться от микробов и грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Грязь прилипчива и микробы держатся цепко.
-Что может их прогнать? Правильно, душистое мыло, рождающее искристую пену. Если мыло попадает на тонкую кожицу, например, у глаз, ты почувствуешь, как оно работает.
– Скажите мне, пожалуйста, в сухие руки мыло берут? (нет).
– А что надо сделать? (их сначала надо намочить).
– Какую струйку надо делать? (не очень тонкую, а то воды будет мало и не очень толстую, а то забрызгаешься).
– Когда пены получится много, что надо сделать? (положить мыло в мыльницу).
– Что выполняем потом? (положить ладошку к ладошке и потереть, а затем перекатываем друг по дружке, как санки по снежной горке: то левая съезжает с правой, то правая с левой, после этого ополоснуть, отряхнуть, т. е. отжать и вытирать).
– Чем мы будем вытирать руки? ( каждый своим расправленным полотенцем: берём в одну руку и вытираем другую, каждый пальчик отдельно и затем аналогично другую).
Чтобы чистота была, нужны: мыло и вода.
– Когда следует мыть руки? (постоянно, по мере загрязнения, после посещения санузла и т. д.).
– Давайте отметим алгоритм (схема действий, последовательность шагов, приводящая к результату) правильного мытья рук. (При обсуждении на магнитной доске, перед надписями, цифрами отметить каждый шаг).
сильно намочите руки;
пользуйтесь мылом;
намыливайте руки с обеих сторон;
намыливайте руки между пальцев;
полощите руки чистой водой;
вытирайте руки насухо полотенцем.
-Всё это мы сейчас сделаем практически, изготовим мыльные перчатки. Какими могут быть они? (чёрными и белыми).
-Когда они бывают чёрными? (когда руки сильно грязные).
-А когда “перчатки” бывают белыми? (когда чистые руки).
Игра “Хорошо – плохо”.
-Мыть руки – это хорошо. Почему? (чисто, опрятно, микробов не будет, полотенце будет чистое и т. д.).
-Мыть руки – это плохо. Почему? (вода может быть холодная, горячая, рукава замочатся, кожа на руках потрескается и т. д.).
-Какой бы вы совет дали грязнулям, трусихам, кто боится мыться мылом
-Какое самое лучшее средство от микробов? (чистые руки).
-Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно поиграть. Кроме твёрдого мыло бывает ещё какое, в каком состоянии? (жидкое).
Опыт “Волшебный круг”.
Вот мыльная вода земляничная, вот клубничная, вот яичная, вот лесная, вот полевая – все отлично врагов изгоняют.
Микробы всех вредней, они боятся пузырей,
Мыльных, радужных, воздушных, дуновению послушных.
Игра “Мыльные пузыри”.
Давайте сделаем мыльный салют (дети выдувают мыльные пузыри).
Вот пузырьки летают и микробов прогоняют.
Опыт “Исчезнувшая пена”.
В народе говорят: “Лопнули мечты, как мыльный пузырь” (это несбыточные мечты).
Много мыльных пузырей – это что? (пена).
Мыло пузыри пускало, пеной кверху лезло,
А потом его не стало, всё оно исчезло.
Почему оно исчезло?
-Мыльная пена – она, какая? (мягкая, ласковая и т. д.). С ней хочется поиграть?
-Что ещё можно делать мылом, кроме того, что можно мыть, стирать и т. д.? / тонким кусочком чертить на ткани, рисовать на цветной бумаге, рисовать цветной мыльной пеной, тампонировать и т. д. /.
-Сейчас мы с вами нарисуем мыльные волшебства. (Дети самостоятельно выбирают способ художественного творчества, подбирают нужный материал для работы, присаживаются за рабочие столы для выполнения задания).
На этом наше заседание считаю закрытым. Спасибо, коллеги. До новых встреч, до следующего заседания и новых вам открытий.