Наталья Лаврова
Опыты по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Материал: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.
Ход: Задать вопрос: «Какая форма у воды? Вода имеет форму?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Результат: Вода растекается по поверхности, принимает форму любого сосуда.
Вывод: Вода не имеет формы, разливается, течет, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ИНЕЙ?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Результат: идет пар из термоса, образуется на холодной тарелке вода, вода превращается на морозе в иней.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Результат: ведёрки со снегом очень лёгкие, между снежинками – воздух.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
ПОЧЕМУ ТАЕТ СНЕГ?
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега.
Ход: Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых совсем снега (в тепле снег превратился в воду).
Результат: снег растаял, превратился в воду.
Вывод: в тепле снег тает, превращаются в воду. Чем теплее –тем быстрее тает снег.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный» : предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум).
Материал: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы).
Ход: Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт : в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Результат: вода прозрачная, через нее видны предметы, мутная вода непрозрачная – предметы плохо видны.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.