Бычкова Татьяна
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление детей с основными качествами воды : отсутствие запаха, цвета и вкуса;
- углубление представлений детей о важных свойствах воды в жизнедеятельности людей;
- укрепление навыков работы с сосудами;
- соблюдение техники безопасности во время занятия;
- обучение технике работы с пипеткой.
2. Воспитательные:
- развитие социальных навыков;
- развитие навыков групповой работы;
- формирование способности учитывать точку зрения товарища;
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Свойства воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- формирование умения защищать свое мнение и доказывать точность своих суждений;
- формирование внимательного отношения к водным ресурсам.
3. Развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- стимулировать и наполнять активный словарный запас детей тематическими понятиями, относящимися к различным частям речи;
Подготовительная работа.
Разговор с детьми о понятии воды и ее значении в жизнедеятельности людей. Выполнение экспериментов с использованием воды. Просмотр рисунков на соответствующую тематику. Включение в процесс занятия игр, таких как «какая существует вода?», «природные стихии», «собери картинку из кусков». Чтение художественных произведений о воде. Привлечение внимания к воде во время прогулки.
Оснащение: пуговицы, одноразовые прозрачные стаканы, краски, ватные палочки, рисунки и схематические картинки, моющее средство.
Ход образовательной деятельности:
В:Дети, сегодня нам с вами предстоит побывать на необычном занятии, мы отправимся в особую лаборатории. На пути нас с вами уже поджидают загадки.
На планете их довольно много,
Близко с речками живут.
Да водичку им дают.
Посмотреть на них мы рады,
До чего ж красивы?
Д: Водопады
В:
Белые барашки
По небу плывут
А соберутся вместе -
Так солнце украдут
Д: облака
В:
Меня звали,
Меня хотели,
Я пришел – по домам засели.
Д: Дождь.
В:
Ночь хрустальные горошки
Проронила на ладошки.
Солнышко все увидало,
И горошинки украло.
Д: роса
В: Дети, вы молодцы. Скажите, пожалуйста, каким одним словом можно объединить все наши отгадки?
Д: Вода
В: Да, вы правы. Это вода. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено именно этой природной стихии, мы будем говорить о характеристиках и роли воды в нашей жизни. Ребята, давайте подумаем, какая может быть вода?
Д: ледяная, безвкусная, теплая, с газами и без, соленая и другое.
В: А что же может делать вода?
Д: литься, капать, журчать, таять, замерзать, течь, струиться и т. д.
В: Ребята, подумайте и скажите, для чего необходима вода людям?
Д: чтобы мыться и мыть посуду, готовить пищу, пить, ухаживать за растениями и т. д.
В: Спасибо, молодцы. Мы с вами разгадали секретное слово, и теперь я хочу пригласить вас в необычную лабораторию. В ней мы с помощью различных опытов будем знакомиться с основными свойствами жидкости, то есть узнаем, что из себя представляет вода.
Первый опыт. У воды отсутствует вкус.
В: Ребята, сделайте глоток воды и стакана и скажите, что вы почувствовали? Какой вкус имеет вода?
Д: безвкусная, нет вкуса.
В: Как вы думаете, что произойдет, если мы добавим в воду кусочек сахара или лимона? Давайте теперь попробуем воду. Что-то изменилось во вкусе?
Д: Вода приобрела вкус, стала сладкая либо кислая.
В: Только что мы с вами поменяли вкус у воды. Получается, мы можем сделать вывод о том, что сама по себе вода безвкусная.
На магнитной доске ставится схематичный рисунок.
Второй опыт. У воды отсутствует запах.
В: Ребята, давайте попробуем определить, как пахнет вода? Для этого понюхаем воду в стаканчиках. Какой запах у воды?
Д: у воды нет запаха
В: Теперь давайте добавим в стаканчики с водой зубчик чеснока, размешайте воду, понюхайте ее и скажите, изменился ли запах?
Д: Вода приобрела запах чеснока.
В:
Только что мы с вами поменяли запах воды. Получается, мы можем сделать вывод о том, что сама по себе вода запаха не имеет.
На магнитной доске ставится схематичный рисунок.
Третий опыт. У воды отсутствует цвет.
В: Ребята, посмотрите на воду. Какого она цвета?
Д: бесцветная
В: Что произойдет с цветом воды, если мы добавим в нее чуть-чуть краски и перемешаем?
Д: Вода стала (зеленой, красной, желтой и т. д. в зависимости от цвета краски)
В: А теперь мы проведем эксперимент с водой и молоком. Положите в оба стаканчика по пуговице. Скажите, в каком из стаканов видна пуговка, а в каком нет?
Д: пуговица видна в стакане с водой, а с молоком – нет.
В: Правильно. То есть мы можем сделать вывод о бесцветности воды, она прозрачна.
Вы отлично справились со всеми экспериментами и заслужили отдых. Молодцы!
Физкультминутка: «Кружатся капельки».
В: Дети, представьте, что я – большая тучка, а вы – это капельки, мои маленькие детки, которым пришло время оторваться от мамы – тучки и отправится в самостоятельный путь.
Включается мелодия, похожая на звуки дождя.
Ребята (капельки) начинают прыгать, танцевать, кружиться. Капельки летят на землю. По дороге они и попрыгали, и поиграли, но им стало совсем невесело прыгать в одиночку. Решили они объединиться и стать радостными ручейками, текут ручейки, смеются (дети берутся за руки и играют в ручейки). Маленькие ручейки встретились все вместе и превратились в одну большую реку (дети объединяются в цепочку). Путешествие капелек продолжается в огромной реченьке, которая течет по просторам страны и попадает в огромнейшее море (дети начинают водить хоровод). Хорошо было капелькам плавать в океане, но вспомнили детки, что мама-тучка просила их обязательно вернуться обратно. В это время яркое солнце появилось на небе и стало греть землю (выходит солнце, начинает танцевать). Капельки стали такими легонькими, потянулись к небу, чтобы встретиться с мамой-точкой (поднимают руки). И благодаря солнышку испарились.
Какие хорошие капельки, никого не забрызгали, хорошо время провели. А я тут без вас уже заскучала. Давайте рассаживайтесь на места, нас ждет следующий эксперимент.
Четвертый опыт. Способность веществ растворятся
В: Дети, перед вами 2 стакана с водой и 2 тарелочки. Что лежит в тарелочках?
Дети: песок
В: Правильно, но песок здесь разный. Скажите, какой это песок?
Д: речной и сахарный
В: Возьмите в руки ложечку и опустите сахарный песок в стакан с водой, размешайте. Скажите, что случилось с сахарным песком, когда он попал в воду?
Д: растворился в воде
В: Дети, что-то еще осталось в воде?
Д: нет
В: Теперь давайте сделаем то же самое, но уже с речным песком. Какие изменения произошли теперь?
Д: Вода помутнела и потемнела, а песок остался лежать на дне
В: Правильно, ребята. Давайте теперь подведем итог нашего эксперимента: Некоторые вещества имеют свойство растворяться в воде, к примеру, сахарный песок, а некоторые лишены такого качества.
Пятый опыт. Вода и ее состояния
В: Дети, сейчас я вам в ладошки положу кое-что интересное (кладу в ладошки кусочек льда). Как вы думаете, что я вам положила?
Д: лед
В: Давайте подумаем и скажем, какой же он?
Д: холодный, твердый
В: А если лед немного подержать в тепле, зажмите ладошки. Что происходит?
Д: лед тает, он становится водичкой
В: Да, все верно. Какой из этого мы можем с вами сделать вывод?
Д: лед – это такая же вода, только в замороженном состоянии
Эксперимент в игровой форме «Разноцветное молоко».
В: Ребята, давайте нальем молочко в наши тарелки и добавим туда капельку краски. Будьте аккуратны, пользуйтесь пипеткой, которая лежит у вас на столах. А сейчас ВНИМАНИЕ! Мы с вами все станем волшебниками и будем двигать молоко при помощи обыкновенного моющего средства. Для этого нужно взять ватную палочку, опустить ее в наше чудесное средство и легонько опустите ее в центр нашей тарелочки с молоком. Что вы видите?
Д: краска стала перемешиваться с молоком, а оно стало двигаться
В: Вот это чудеса! Ну что, ребята, настало время нам возвращаться из волшебной лаборатории обратно. Но перед этим давайте подведем небольшой итог нашему путешествию в мир воды. Что нового вы сегодня узнали о воде? Вам понравилось изучать свойства воды с помощью экспериментов?