Натали Данилова
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства вещества» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи:
образовательные:
- дать представления о свойствах песка и соли;
- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Свойства вещества“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- через опыты учить детей определять физические свойства песка и соли; показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок,а соль из кристалов;
развивающие:
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-физическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
материал:
-песок и соль в блюдцах на каждого ребенка;
- на каждого ребенка по 2 стакана с теплой водой;
-лупа;
-чайные одноразовые ложечки;
-салфетки;
Ход занятия:
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1 Приветствие
- Ребята, я смотрю у всех у вас хорошее настроение. Хорошее?
- Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свои улыбки.
- Молодцы! Вы знаете, сегодня утром нам пришло звуковое письмо. Хотите узнать от кого?
- Присаживайтесь на стульчики… Давайте вместе узнаем кто же нам прислал видеообращение.
2 Видео - звонок
- Ребята, поможем Варе узнать, что же это за чудо такое?
- Чтоб ответить на Варин вопрос нам необходимо отправится в лабораторию. Ребята, как вы думаете, что такое лаборатория?
- Правильно, лаборатория - это то место, где люди проводят опыты.
- Посмотрите, сколько интересных предметов можно увидеть в лаборатории. Может быть
кто – нибудь из вас может назвать знакомые предметы?
- Молодцы! Сколько предметов вы назвали…
- А что же это такое? (Показываю настоящий микроскоп)
- А вы знаете для чего нужен микроскоп?
- Конечно же, микроскоп нужен для того, чтобы увеличивать очень мелкие предметы и сейчас вы в этом сможете убедиться (рассматриваем под микроскопом крупинку гречки)
- Правда необычно?
- А что же необычного вы увидели?
- Ребята, как вы думаете для чего нужны все эти предметы: колбы, лупы, микроскоп?
- Правильно, для того, чтобы можно было проводить опыты.
- Как называют людей, которые проводят опыты?
- Правильно, ученые. Поэтому, чтобы ответить на Варин вопрос я хочу пригласить вас в лабораторию. Но сначала, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
- Молодцы! А сейчас, я приглашаю вас в нашу лабораторию, но для этого нам необходимо, как настоящим ученым, надеть халаты и шапочки. (Проходят в лабораторию)
- Уважаемые, коллеги. Давайте еще раз вспомним, что же хотела узнать Варя?
-Да, правильно Варя спросила почему песок виден в воде, а соль нет?
- Может быть кто-то знает ответ на этот вопрос?
- Да, очень интересные предположения… А, вдруг мы ошибаемся? Давайте проверим?
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 исследовательская работа (песок)
- Итак, уважаемые коллеги приступаем к работе.
- Я думаю вы все конечно же играли в песочнице?
- Возьмите тарелочку с песком, поставьте его перед собой и аккуратно потрогайте его.
- Скажите какой он?
-Правильно, он мягкий.
-Посмотрите на него внимательно и подумайте из чего состоит песок?
-Правильно из песчинок
-Как вы думаете песчинки твердые или мягкие?
-Давайте проверим? Насыпьте маленькой ложечкой песок себе на ладошку. Теперь надавите пальчиком. Что вы чувствуете?
-Да правильно песчинки колют ладошку и пальчик
-Коллеги, а что можно сказать про песчинки. Какие они?
-Правильно они твердые и очень маленькие. Все с этим согласны?
-Коллеги, теперь возьмите в руки лупу и поднесите к ладошке с песком, что вы видите?
-Да действительно они похожи на маленькие камешки, они блестят, все разного размера и колются.
-Как вы думаете почем они колются?
-Да, потому, что они не гладкие и имеют острые края.
-И так уважаемые коллеги, какой вывод можно сделать?
-Да, правильно, когда песчинок мало они твердые, а когда много, как в песочнице-они мягкие!
-Молодцы! Аккуратно высыпите песок обратно в блюдце и отставьте блюдце от себя.
-2 исследовательская работа (соль)
-А теперь поставьте перед собой блюдце с солью, рассмотрите ее. Какая она?
-Да, правильно, белая, похожая на маленькие крупинки.
-А, как назывются крупинки соли?
-Правильно, кристаллы!
-Аккуратно насыпьте маленькой ложечкой соль себе на ладошку. Потрогайте ее пальчиком. Какая она?
-Правильно, твердая и колкая как песчинки.
-Коллеги, давайте ее рассмотрим под лупой, что вы видите?
-Правильно в ней, как и в песке есть блестящие камешки, она похожа на песок.
-Молодцы!
-А теперь аккуратно смахните соль с ладошки в блюдце и отставьте в сторонку рядом с песком.
-3 Исследовательская работа (растворение соли)
-Тогда, если вы не против, я предлагаю поставить перед собой 2 стакана с теплой водой.
-Теперь возьмем ложечкой немного соли, положим ее в стакан с водой и хорошо размешаем.
-Давайте понаблюдаем за тем что происходит.
-Правильно соль исчезла и ее не видно.
-Попробуйте воду на вкус. Какая она?
-Правильно она стала соленой потому, что соль в ней растворилась.
-А теперь, аккуратно ложечкой возьмем немного песка, положим его в другой стакан с водой и хорошо размешаем.
-Скажите пожалуйста, что вы видите?
-Правильно песок не растворился в воде, он осел на дно стакана.
-Уважаемые коллеги, как вы думаете, а теперь мы ответили на вопрос Вари, почему песок в море виден, а соль нет?
ВЫВОД ДЕТЕЙ
Песок виден, потому что он не растворяется в воде, а соль растворяется и ее не видно.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Молодцы! Уважаемые, коллеги, я хочу поблагодарить вас за работу. Теперь вы сможете не только рассказать всем почему песок в воде виден, а соль нет, но и доказать это на опытах как настоящие ученые.
-А теперь, если вы не против, мы с вами напишем письмо девочке Варе.
-А как же мы его сможем написать.
-Да конечно мы можем нарисовать, вырезать картинки и приклеить, записать на видео, позвонить и рассказать.
-Мы обязательно воспользуемся одним из этих предложений, и я думаю Варя будет очень рада.