Галина Бородкина
Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе
Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста
с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментирование.
Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т. е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
• Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
• Практически, ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы. Формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей.
Период.
Тема.
Задачи,
цели,
содержание
Создание условий. Формы организации:
работа с родителями
варианты итоговых мероприятий
СЕНТЯБРЬ
Воздух.
Некоторые свойства воздуха.
Дать представление о воздухе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Умение дуть в трубочку.
Стакан с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики, перышки, кусочки ваты, вертушки.
Посильная помощь родителей в наполняемости уголка для опытно-экспериментальной деятельности.
Игра развлечение:
«Перышко лети»
«Буль-буль водичка».
ОКТЯБРЬ
Вода. Свойства воды.
Волшебные пузырьки.
Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды. В воде одни предметы тонут, а другие плавают. Обратить внимание, что вода прозрачная, в ней все видно.
Вода может менять цвет, температуру (горячая – холодная - теплая)
Закреплять умение дуть в трубочку.
Ванночка для воды, пластмассовая ложечка, ложечки для размешивания, 2 стакана с водой (горячая и холодная, гуашь, пищевой краситель.
Беседа:
Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Игра развлечение:
«Мыльные пузыри».
«Разноцветная водичка»
НОЯБРЬ
Плавучесть предметов.
«Тонет - не тонет
Продолжать знакомство детей со свойствами некоторых предметов. В воде одни предметы тонут, а другие плавают. Дать понятие качества предметов их свойств (тяжелый – тонет, легкий – плавает, бумага намокла - рвется). Обратить внимание, что вода прозрачная, в ней все видно.
Большая емкость с водой, набор игрушек: пластмассовых, резиновых, камушки, сачок, листочки бумаги.
Беседа:
«Значение детского экспериментирования для психического развития».
Игра развлечение:
«Уточка плыви»
ДЕКАБРЬ
Свойства снега
Познакомить детей со свойствами снега: легкий, холодный, белый. снег – на улице не тает, а в группе и в ладошке тает, потому что в группе тепло, ладошка теплая.
Снежинки легкие они летят, кружатся.
Познакомить детей с переходом вещества из одного вида в другой (снег – вода). Снег лежит под ногами, он грязный.
Ведерко со снегом, тарелочка, лупа, трубочки для коктейля, снежинки из бумаги.
«Снежный шар»
Беседа:
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Игра развлечение:
«Зайка под снегом»,
«Снежный шар»
«Подуем на снежинку»
ЯНВАРЬ
Термометр и температура
Познакомить с понятием «температура»;
Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды, температуры воды. Формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; Поговорить о том, где тепло (в группе, холодно (на улице).
Термометры для измерения температуры воды (с красной и синей отметкой для наглядности, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры
(из холодильника и теплой)
Две бутылочки с пробками.
Формочки для льда. Пищевой краситель или гуашь.
Беседа:
Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности
Игра развлечение:
«Какая ты? Водичка?»
«Мы мороза не боимся»
ФЕВРАЛЬ
Свойства льда.
Дать представление детям о том, что вода на улице зимой замерзает, потому что там холодно, и превращается в лед. Познакомить со свойствами льда: твердый, холодный, гладкий, скользкий.
Лед может быть разноцветным.
Лед тает в группе и если на него подуть (в группе тепло, воздух теплый).
Формочки со льдом, тарелочка, две бутылочки с водой (теплая и холодная).
Формочки для льда. Пищевой краситель или гуашь.
Беседа:
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Игра развлечение:
«Подуй на льдинку»
МАРТ
Солнечный луч.
«Солнечные зайчики»
Познакомить детей с явлениями природы, дать представление детям о солнышке, что оно светит, высоко в небе. Объяснить детям, что нельзя смотреть на солнышко без очков от солнца.
Можно подставить ладошки и поиграть с солнечными зайчиками.
Зеркальце, компьютерные диски, цветные стеклышки,
3Д очки, солнечные очки.
Беседа:
Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
Игра развлечение:
«Поймай зайчишку»
«Пускание солнечных зайчиков»
Апрель
Источник звука и его распространение.
Познакомить детей с понятием «звук», с органами, воспринимающими звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громко, тихо. Развивать умение сравнивать различные звуки, узнавать их.
Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещотка.
Баночки с различными наполнителями.
Беседа:
«Значение детского экспериментирования для психического развития».
Игра развлечение:
«Веселый концерт»
«Угадай, где гремит?»
МАЙ
Из чего нам шьют одежду?
Зачем она нужна?
Развивать у детей тактильные ощущения через знакомство с некоторыми видами ткани.
Продолжать знакомство с одеждой, для чего она нужна.
Картинки с изображением различной одежды, некоторые виды ткани.
Беседа:
Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием
опытно-экспериментальной деятельности.
Игра развлечение:
«Мы кругляшки, куклы неваляшки»
Июнь
Выявление свойства сырого и сухого песка их сходство и различие.
В естественных условиях
(на участке)
Сравнить с детьми цвет сырого и сухого песка (темный, светлый). Познакомить со свойством сырого песка.
Из сырого можно лепить, а сухой рассыпается. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету, проверит с помощью осязания.
Песочница с песком, с одной стороны песок полит, с другой нет.
Песочные наборы, формочки, ситечки, лопатки, лейки.
Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».
Игра развлечение:
«Угощение для кукол»
«Испеку я пирожок»
Июль
«Водичка - водичка, такая красота»
На участке.
Напомнить детям свойства воды (на солнышке нагревается).
В воде одни предметы тонут, а другие плавают.
Обратить внимание, что вода прозрачная, в ней все видно. Понаблюдать, как вода быстро высыхает на солнышке.
Емкость для воды, набор пластмассовых и резиновых игрушек, камушки, сачок, лейки, «обливашки» из пластиковой бутылки, водные пистолеты.
Беседа:
«Значение детского экспериментирования для психического развития».
Игра развлечение:
«Обливашки – мокрые рубашки»
«Уточка плыви»
Август
«Кто спрятался в травке?»
Наблюдение за насекомыми.
Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Рассмотреть жука, бабочку, муравья, божью коровку. Объяснить детям, что нельзя их обижать, они маленькие.
Картинки с изображением насекомых, лупа, баночка.
Беседа:
Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
Игра развлечение:
«Кузнечики прыгают, бабочки летают»