Ольга Виноградова
Опытно-экспериментальная деятельность «Страна фокусников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Страна фокусников».
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивающие: Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.
2. Обучающие: Обобщать и расширять знания детей о свойствах различных материалов (воды, бумаги, магнита). Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Страна фокусников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Фокусы для детей
- Темочки
3. Воспитывающие: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Вызывать радость открытий, полученных из опытов; Воспитывать умение работать в коллективе.
4. Здоровьесберегающие: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; Способствовать снятию усталости и напряжения.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности : наблюдение, экспериментирование, беседа, физкультминутка "Наши желтые цветки".
Формы организации: групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приемы: сюрпризный момент, объяснение, показ.
Оборудование, материалы:
1. Стол, накрытый клеенкой,
2. клеенки - по количеству детей;
3. шапочки фокусников - по количеству детей;
4. ложка пластиковая;
5. волшебная палочка - 1 штука;
6. баночка с водой –воспитателю;
7. баночки с водой - по количеству детей;
8. гуашь;
9. кисть;
10. сода;
11. уксус;
12. вулкан из пластилина;
13. вода – 0,5 стаканчика
14. таз с водой - 2 штуки;
15. кувшинки (бумажные цветы) - по количеству детей,
16. металлический ключ,
17. маркер красный;
18. картон с магнитом;
19. магниты – по количеству детей;
20. шурупы, гайки, скрепки; деревяшки, пластмасс, различные предметы из разного материала.
21. коробочка с конвертом.
Предварительная работа:
1. Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; определение материалов обладающих наибольшими впитывающими свойствами; выявление способности магнита – притягивать некоторые предметы)
2. Разучивание физкультурной минутки;
3. Обсуждение правил поведения в группе во время эксперимента.
Ход НОД
1. Организационный момент (3мин.)
Деятельность воспитателя : Дети! В нашей группе сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними!
Деятельность детей : Дети здороваются.
Деятельность воспитателя : А теперь поприветствуем друг друга.
Приветствие «Друг» :
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Сегодня утром у дверей нашей группы я обнаружила вот такую красивую коробочку, а в ней конверт. Вы хотите узнать от кого?
«Дорогие ребята я приглашаю вас в «Страну фокусников». Здесь вы узнаете много нового и научитесь показывать разные интересные фокусы. А чтобы попасть в мою волшебную страну, я для вас приготовил волшебные колпачки, которыми вы должны воспользоваться. Желаю удачи!»
(Ваш друг – Фокусник)
Хотите научиться показывать фокусы?
Деятельность детей : Да.
Деятельность воспитателя : Давайте вспомним с вами, а кто такой фокусник?
Деятельность детей : Человек, который показывает фокусы.
Деятельность воспитателя : Фокус – это чудо, это сказка, это превращение, это иллюзия.
-А где можно увидеть фокусы?
Деятельность детей : В цирке.
Деятельность воспитателя : А вы умеете показывать фокусы?
Деятельность детей : Нет
Деятельность воспитателя : Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?
Деятельность детей : да.
Деятельность воспитателя : Нужно надеть колпачки, а я своей волшебной палочкой поколдую и перенесу вас в «Страну фокусников».
Звучит волшебная музыка.
Вот мы и оказались в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокусы. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.
Ваша задача дети не только научится показывать фокус, но и отгадать его секрет.
Дети и воспитатель одевают волшебные шапочки и произносят слова.
II. Основная часть.
Деятельность воспитателя : Я буду главным фокусником, а вы моими помощниками.
Приглашаю вас сесть за столы.
Дети в «Стране фокусников» есть определенные правила, которые нужно четко выполнять, чтобы получился фокус :
1. Внимательно слушать.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. Не толкать и не мешать друг другу.
Итак, начинаем:
Деятельность воспитателя : Ребята, а что у вас в баночках с крышками?
Деятельность детей : Вода
Деятельность воспитателя : Правильно, это вода.
Фокус №1. А сейчас мы вместе покажем фокус, который называется "Заговор воды". (2мин)
Деятельность воспитателя : Вот простая вода, какого она цвета?
Деятельность детей : Прозрачная, бесцветная.
Деятельность воспитателя : А сейчас возьмите баночки в руки и скажите волшебные слова: «Абракадабра, была водичка простой, стань водичка цветной». После взмаха волшебной палочки, взболтайте воду в баночках.
После чего вода окрашивается в бутылках в разные цвета: синий, красный, желтый, оранжевый, коричневый, зеленый, розовый, сиреневый.
Каждого спросить, какого цвета вода?
Деятельность воспитателя : Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Вы что-то добавили в воду, ведь баночки были закрыты? Кто догадался, в чем фокус?
Необходимо подвести к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки. Открою секрет фокуса, я заранее покрасила все крышки разными красками.
Фокус №2. "Живые цветы". (3 мин)
Деятельность воспитателя : Дети подойдите пожалуйста ко мне. Посмотрите, что приготовил нам фокусник.
Воспитатель показывает детям цветок.
Деятельность воспитателя : На какие цветы они похожи?
Деятельность детей : Кувшинки
Деятельность воспитателя : Где они растут?
Деятельность Детей : В озере, болоте, пруду.
Деятельность воспитателя : Дети, а у нас кувшинки веселые или грустные? Деятельность детей : Грустные.
Деятельность воспитателя : Да, они грустные, а вы хотите чтобы кувшинки распустились и стали веселые? Как вы думаете, получится у нас?
Деятельность детей : Ответы детей
Деятельность воспитателя : Возьмите и положите на ладошку по кувшинке, скажите волшебные слова все вместе: «Абракадабра, эй цветочки просыпайтесь, лепесточки распускайтесь». А теперь аккуратно положите цветочки в воду.
Какое волшебство происходит, вам нравиться?
Что случилось с кувшинками, они распустились? Как вы думаете, в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки стали раскрылись? Наверное помогли волшебные слова?
Подвести детей к выводу - бумага впитывает в себя воду и лепестки под тяжестью воды раскрываются и ложатся на поверхность воды.
Деятельность воспитателя : Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физкультминутка «Наши желтые цветки» (1 мин)
Наши желтые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. — (качание руками влево-вправо)
Наши желтые цветки
Закрывают лепестки, — (присели, спрятались)
Головой качают, — (движения головой влево-вправо)
Тихо засыпают.
Деятельность воспитателя : Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. Проходите за столы.
Фокус №3. "Интересный ключик" (3 мин)
Воспитатель показывает детям лист картона. Подзывает одного помощника, просит его взять ключик и прикрепить к картону туда, куда воспитатель покажет волшебной палочкой. Ключик падает.
Деятельность воспитателя : Вот какой непослушный ключик. Наверно нужно нарисовать для ключика крючок.
Воспитатель маркером рисует крючок и произносит вместе с детьми волшебные слова: «Абракадабра, ключик, ключик, давай не ленись и к крючку ты прикрепись». Помощник с легкостью крепит ключик к крючку.
Деятельность воспитателя : В чем же секрет этого фокуса?
Деятельность детей : Выслушать предположения детей
Воспитатель подводит детей к выводу, что сзади листа прикреплен магнит, который и притягивает к себе металлический ключик.
Предлагается детям пододвинуть тарелочки, где для каждого ребенка разложены различные предметы из разного материала. Предлагает взять магнит и провести опыт, какие предметы прикрепились к магниту. Из чего они изготовлены?
Итог: Магнит притягивает только металлические предметы.
Фокус №4. "Извержение вулкана" (3 мин)
Деятельность воспитателя : Сейчас я вам покажу фокус, который называется извержение вулкана.
Вы знаете, что такое вулкан? Чем он опасен?
Деятельность детей : Выслушать ответы детей
Деятельность воспитателя : Я попробую вас удивить. Но этот фокус могут выполнять только взрослые.
Прежде всего, нам необходим макет вулкана. А для начала я вам покажу и расскажу о вулкане. Воспитатель показывает фото со схемой строения вулкана. Объясняет детям, что компонентами вулкана являются: очаг, жерло, и кратер. Очаг – место, где образуется избыток магмы. Вверх раскаленная магма поднимается по жерлу. Таким образом, жерло – это канал объединяющий очаг и поверхность земли. Он образуется застывающей по пути магмой и сужается по мере приближения к поверхности Земли. И, наконец, кратер – это углубление на поверхности вулкана, которое имеют форму чаши. Диаметр кратера может достигать несколько километров. Таким образом, внутреннее строение вулкана несколько сложнее, чем внешнее, однако ничего особенного в нем нет.
Сейчас наш вулкан будет извергать лаву, только я немного поколдую, а вы внимательно смотрите.
Я помещаю в вулкан одну чайную ложку соды, немного красной гуаши и уксус. Посмотрите, что происходит?
Деятельность детей : Ответы детей
III. Заключительная часть. Рефлексия. (4 мин)
Деятельность воспитателя : Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам встать в круг.
Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? Какой фокус больше всего понравился? Какие предметы и материалы мы использовали для этого фокуса?
Деятельность детей : Выслушать ответы детей
Деятельность воспитателя : А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.
А вы сможете теперь эти фокусы показать самостоятельно дома своим родителям?
Деятельность детей : Ответы детей
Деятельность воспитателя : Пришло время возвращаться в детский сад. Нам поможет волшебная палочка. Говорим волшебные слова «Раз, два, три палочка гори, в детский сад нас отнеси».
Деятельность детей : Дети закрывают глаза и повторяют волшебные сова за воспитателем
Звучит музыка.
Деятельность воспитателя : Ну, вот ребята мы опять с вами в нашем садике.
Желаю вам в будущем много интересного познать, быть любознательными в разных науках и радовать родителей своими достижениями! Успехов вам!
Список использованной литературы:
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
3. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.
4. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.
5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
6. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.