Екатерина Лаврентьева
Опытно-экспериментальная деятельность со звуком в детском саду
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с проблемой недопонимания дошкольниками понятия звука, его свойств, области и способов его применения. Поставив перед собой цель - сформировать у детей дошкольного возраста представление о звуке и его свойствах, я решила преподнести данную информацию нетрадиционным путем, с помощью экспериментирования. На начальном этапе я создала картотеку опытов со звуком для дошкольников разных возрастных групп. Затем начала проводить небольшие эксперименты на занятиях.
В ходе экспериментирования решается несколько задач по всестороннему развитию дошкольников:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность со звуком в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- создание мотивации к обучению;
- развитие мышления, памяти, творческих способностей;
- формирование знаний и умений, применимых на практике в детском саду.
Через опыты воспитанники знакомятся с природой звука, его особенностями, устройством голосового аппарата и некоторых музыкальных инструментов, расширяют свой кругозор. Усвоенная именно таким образом информация прочно входит в сознание дошкольников и успешно используется ими в разнообразной деятельности в детском саду.
Сейчас я немного расскажу о своем опыте внедрения опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками в разных возрастных группах детского сада.
В младшей группе экспериментирование практически сводится к дидактическим играм на развитие тембрового слуха и творческих способностей. Это такие опыты, как: " Что звучит?", "Музыка или шум?", "Извлеки звук" и т. п. Они направлены также и на развитие внимания, памяти, мышления, мотивацию детей к познавательной деятельности.
В средней группе я знакомлю детей с основой появления звука и строением голосового аппарата. Здесь уместно провести опыты : "Почему все звучит?" и "Откуда берется голос?". Важной особенностью данного периода в опытно-экспериментальной деятельности с детьми является осознание дошкольниками строения своего голосового аппарата, причиной возникновения звука, способов его извлечения. Полученные детьми знания, умения и навыки очень помогают мне, как музыкальному руководителю, в вокально-хоровой работе с детьми.
Детей старшей группы я продолжаю знакомить со свойствами звука, способами его извлечения, передачи, обращения с ним. На помощь приходят такие опыты как : "Где живет эхо?", "Как распространяется звук?", "Почему Мишутка пищал?", "Как сделать звук громче?", "Коробочка с секретом" и др. В этом возрасте дошкольники более осознанно научаются владеть своим голосовым аппаратом, дыханием, навыками игры на музыкальных инструментах, а опытно-экспериментальная деятельность помогает им в этом.
В подготовительной к школе группе углубляются и закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные ранее. Нужно отметить, что дети 6-7 лет уже сами могут придумывать и проводить эксперименты со звуком. Я поддерживаю инициативу дошкольников, стараясь увлечь данной темой всех участников процесса. Для ознакомления в подготовительной группе возможно провести следующие опыты : "Звуки в воде", "Спичечный телефон", "Почему комар пищит, а шмель жужжит?", "Как видят летучие мыши?" и т. п.
Подводя итоги, хочу отметить, что экспериментальная деятельность с дошкольниками позволяет решать много задач, направленных на всестороннее развитие ребенка, в том числе на развитие их музыкально-творческих способностей, благотворно влияет на образовательный, воспитательный процесс. Дети активно принимают участие в данном виде деятельности, что приводит к достижению наилучших результатов в образовательной деятельности.
Картотека опытов со звуками, которую я использовала в своей работе (автор Кирилина С. В.) - https://infourok.ru/kartoteka-opitov-so-zvukami-dlya-doshkolnikov-2872441.html