Снежана Гичка
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Практическое содержание разделов
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста.
ТЕМА:
Д/ Упражнения:
«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».
Цель: Учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. (Форма организации – предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты).
Вода:
«Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать (форма организации – режимные моменты).
«Напоим куклу чаем»
Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (форма организации — часть занятий).
«Чистые ручки»
Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой (форма организации игра).
«Помощники»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой (форма организации - режимные моменты).
«Найди пингвинёнка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная (Форма организации - опыт).
«Прятки»
Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной (форма организации опыт).
«Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (форма организации часть занятия).
«Будем пить»
Цель: Дать детям представление о том, что вода имеет вкуса (форма организации - режимные моменты).
«Что получится»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются (форма организации опыт).
«Вкусная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус (форма организации-опыт).
«Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд (форма организации опыт).
«Разогреем»
Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду (форма организации опыт).
«Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной (форма организации - часть занятия).
«Куда делась вода?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться (форма организации – опыт).
«Откуда берётся вода?»
Цель: Познакомить детей с процессом конденсации (форма организации — опыт).
«Высушим»
Цель: Дать детям представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени (форма организации – часть развлечения).