МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Что такое соль»

НАДЕЖДА ОСИПОВА
Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Что такое соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

2. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

3. Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Темочки:

Материал и оборудование: тарелки для соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, тёртые цветные мелки,

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, нам пришла посылка, сейчас мы с вами посмотрим, что же там. Какие-то мешочки в ней. Я вам их раздам. Потрогайте, какой он на ощупь? А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, что же это может быть? Чтобы узнать, что же находится в мешочках, попробуйте отгадать загадку.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Открываю мешочек. Что там? (соль)

У вас на столах стоят тарелочки, вы сейчас подойдите и высыпьте соль из мешочка в эти тарелочки, мешочки сложите в коробку и подойдите ко экрану.

Педагог задает вопрос: «Что такое соль». «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Соль - полезное ископаемое, природный материал, полезный пищевой продукт. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К ней относились уважительно. Люди придумали много пословиц о соли.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Пуд соли вместе съесть

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

А вы знаете откуда берётся соль? Люди добывают её в разных местах Земли разными способами. Я предлагаю посмотреть, как добывают соль. Показать презентацию «Как добывают соль».

Для чего же нам нужна соль? Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Но соль нужно употреблять в небольшом количестве. Иначе она может нанести вред здоровью.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? (в приготовлении пищи, для лечения многих болезней - в соляных пещерах, для ингаляции и полоскания горла, в промышленности - ею посыпают дорожки, чтобы они не скользили, для ухода за кожей, как чистящее средство, а еще соль полезна для животных.

Игра «Соль нужна для того, чтобы» (передавать мяч и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте халаты. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Итак, внимание.

Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».

Воспитатель:

-Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что она похожа? (на порошок)

- А теперь давайте рассмотрим соль через увеличительное стекло.

Что вы видите? Из чего она состоит? (из белых кристаллов)

-А сейчас возьмите трубочки и тихонько подуйте через них на соль. Что мы увидели? Она рассыпается. Она сыпучая.

-Ребята, давайте понюхаем соль. Она пахнет?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой. Что мы услышали? Она хрустит. Это похоже на хруст снега под ногами. Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт№3

«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая). В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Соль растворяется в воде. А в какой воде соль растворилась быстрее - в тёплой или в холодной?

-А как вы думаете, соль исчезла или также осталась в стаканах? Как можно это проверить? (попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее

Вы молодцы, хорошо поработали, много узнали о соли. Но у неё есть ещё одно свойство. Но этот опыт я покажу вам сама.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Игру «Солёный - несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Опыт №6 «Цветная соль»

А сейчас я хочу пригласить вас в мастерскую, и показать, что ещё можно сделать с солью. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я превратила в порошок. Теперь мы добавим этот порошок к соли, аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами попробуем

-Посмотрите, перед вами тарелки с цветной солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете пальчиком на соли. Слушайте внимательно:

1)«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

2)«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,

Как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

3)«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

Молодцы, очень красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)

Откуда берется соль? (люди добывают её разными способами)

Соль полезна или вредна?

Что нового вы узнали о соли?

Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? рисование на соли, закрашивание соли.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность «Откуда берется иней»Опытно-экспериментальная деятельность «Откуда берется иней» Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет)Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет) В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Что такое соль»
Опубликовано: 13 марта 2021 в 12:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Что такое соль»» (включая файлы) размещена пользователем НАДЕЖДА ОСИПОВА (УИ 369377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД