НАДЕЖДА ОСИПОВА
Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Что такое соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
2. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
3. Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Материал и оборудование: тарелки для соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, тёртые цветные мелки,
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, нам пришла посылка, сейчас мы с вами посмотрим, что же там. Какие-то мешочки в ней. Я вам их раздам. Потрогайте, какой он на ощупь? А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, что же это может быть? Чтобы узнать, что же находится в мешочках, попробуйте отгадать загадку.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Открываю мешочек. Что там? (соль)
У вас на столах стоят тарелочки, вы сейчас подойдите и высыпьте соль из мешочка в эти тарелочки, мешочки сложите в коробку и подойдите ко экрану.
Педагог задает вопрос: «Что такое соль». «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный материал, полезный пищевой продукт. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К ней относились уважительно. Люди придумали много пословиц о соли.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Пуд соли вместе съесть
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
А вы знаете откуда берётся соль? Люди добывают её в разных местах Земли разными способами. Я предлагаю посмотреть, как добывают соль. Показать презентацию «Как добывают соль».
Для чего же нам нужна соль? Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Но соль нужно употреблять в небольшом количестве. Иначе она может нанести вред здоровью.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль? (в приготовлении пищи, для лечения многих болезней - в соляных пещерах, для ингаляции и полоскания горла, в промышленности - ею посыпают дорожки, чтобы они не скользили, для ухода за кожей, как чистящее средство, а еще соль полезна для животных.
Игра «Соль нужна для того, чтобы» (передавать мяч и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте халаты. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Итак, внимание.
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель:
-Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Что вы можете сказать о её внешнем виде? На что она похожа? (на порошок)
- А теперь давайте рассмотрим соль через увеличительное стекло.
Что вы видите? Из чего она состоит? (из белых кристаллов)
-А сейчас возьмите трубочки и тихонько подуйте через них на соль. Что мы увидели? Она рассыпается. Она сыпучая.
-Ребята, давайте понюхаем соль. Она пахнет?
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой. Что мы услышали? Она хрустит. Это похоже на хруст снега под ногами. Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт№3
«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая). В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Соль растворяется в воде. А в какой воде соль растворилась быстрее - в тёплой или в холодной?
-А как вы думаете, соль исчезла или также осталась в стаканах? Как можно это проверить? (попробовать на вкус)
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее
Вы молодцы, хорошо поработали, много узнали о соли. Но у неё есть ещё одно свойство. Но этот опыт я покажу вам сама.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Игру «Солёный - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Опыт №6 «Цветная соль»
А сейчас я хочу пригласить вас в мастерскую, и показать, что ещё можно сделать с солью. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я превратила в порошок. Теперь мы добавим этот порошок к соли, аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами попробуем
-Посмотрите, перед вами тарелки с цветной солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете пальчиком на соли. Слушайте внимательно:
1)«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
2)«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,
Как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
3)«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
Молодцы, очень красиво у вас получается!
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)
Откуда берется соль? (люди добывают её разными способами)
Соль полезна или вредна?
Что нового вы узнали о соли?
Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? рисование на соли, закрашивание соли.